ПОСТАНОВЛЕНИЕ городского Совета народных депутатов города Ленинска-Кузнецкого от 28.06.2001 № 15
"О СОГЛАСОВАНИИ ПРОГНОЗА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ЛЕНИНСКА-КУЗНЕЦКОГО НА 2001 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ГОРОДА ЛЕНИНСКА-КУЗНЕЦКОГО
(первый созыв, вторая сессия,
пленарное заседание № 1)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2001 г. № 15
О СОГЛАСОВАНИИ ПРОГНОЗА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА
ТРУДА И ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Г. ЛЕНИНСКА-КУЗНЕЦКОГО НА 2001 ГОД
Анализ состояния экономики в городе за 2000 год показал, что численность занятых на крупных и средних предприятиях города снизились по сравнению с 1999 годом на 1.7 тыс. человек (4%). Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости на 01.01.2001 составила 1129 чел. Уровень безработицы на конец 2000 г. составил 1.6% против 1,3% по области.
Исходя из сложившейся ситуации и в целях реализации государственной политики занятости населения, дальнейших экономических и организационных мер по обеспечению занятости населения города и социальной защиты безработных граждан, городской Совет народных депутатов постановил:
1. Согласовать Прогноз формирования рынка труда и Основных мероприятий Программы содействия занятости населения г. Ленинска-Кузнецкого на 2001 год.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя комитета по социальной политике С.А.Громову.
Глава администрации
А.Г.КОЧУЕВ
Председатель городского
Совета народных депутатов
А.В.ДУЛЬЦЕВ
ПРОГНОЗ
ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Г. ЛЕНИНСКА-КУЗНЕЦКОГО И Г. ПОЛЫСАЕВО
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 ГОД
Содержание
стр.
1. Правовая основа разработки и реализации Программы .......... 1
2. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда ............ 2
3. Пояснительная записка ...................................... 3
4. Мероприятия 9 - 38
1. Профессиональная ориентация и социальная
адаптация ............................................... 9
2. Содействие трудоустройству незанятого населения
и безработных граждан .................................. 11
3. Развитие социального партнерства на рынке труда ........ 13
4. Содействие временному трудоустройству граждан .......... 14
4.1. Организация и проведение общественных работ .......... 14
4.2. Организация временных рабочих мест ................... 15
4.3. Временная занятость несовершеннолетних граждан ....... 16
5. Организация трудоустройства безработных граждан,
особо нуждающихся в социальной защите .................. 16
5.1. Содействие занятости выпускников образовательных
учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования ........................ 16
5.2. Содействие занятости многодетных и одиноких
родителей ............................................ 18
5.3. Содействие занятости граждан, уволенных с военной
службы и членов их семей ............................. 18
5.4. Профессиональная реабилитация и содействие
занятости инвалидов .................................. 19
5.5. Содействие занятости граждан предпенсионного
возраста ............................................. 21
5.6. Содействие занятости лиц, освобожденных из мест
лишения свободы ...................................... 22
5.7. Содействие занятости длительно безработных
граждан .............................................. 23
6. Организация трудоустройства безработных граждан,
испытывающих трудности в поиске работы ................. 24
6.1. Содействие занятости женщин .......................... 24
6.2. Содействие занятости молодежи ........................ 26
7. Зоны приоритетного внимания и селективной поддержки .... 28
7.1. Оперативное реагирование на критические ситуации
на рынке труда ....................................... 28
7.4. Содействие занятости высвобождаемых работников
угольной отрасли ..................................... 29
8. Содействие гражданам в организации предпринимательской
деятельности ........................................... 30
9. Повышение территориальной мобильности .................. 31
10. Развитие качества рабочей силы как составной части
совершенствования человеческих ресурсов ................ 32
10.1. Организационное сопровождение профессионального
обучения безработных граждан и высвобождаемых
работников ........................................... 32
10.2. Методическое обеспечение профессионального обучения
безработных граждан и высвобождаемых работников ...... 34
10.3. Создание учебной базы ................................ 35
11. Информационное, правовое и кадровое обеспечение
Программы .............................................. 35
11.1. Информирование населения и работодателей ............. 35
11.3. Правовое обеспечение ................................. 36
11.4. Кадровое обеспечение ................................. 37
12. Материальная поддержка безработных граждан ............. 38
ПРАВОВАЯ ОСНОВА
разработки и реализации Программы
Правовую основу разработки и реализации Программы занятости населения Кемеровской области составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральные Законы, указы Президента, распоряжения и постановления Правительства РФ по вопросам трудовых правоотношений и занятости населения, правовые акты министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов власти Кемеровской области, принятые в их развитие.
Органы службы занятости населения в своей деятельности используют следующие нормативные акты:
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) 31.07.1998 № 146-ФЗ;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 05.08.2000 № 117-ФЗ;
Федеральный закон РФ от 27.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год";
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 "Об утверждении Положения об организации работы по содействию занятости в условия массового высвобождения";
Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ";
Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан";
Постановление Минтруда России от 11.01.2000 № 2 "Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (возрасту), включая пенсии на льготных условиях, досрочно";
Приказ Минтруда России от 6.02.2001 № 21 "Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета";
Приказ ФСЗ России от 26.05.1993 № 67 "О предоставлении компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, вынуждено работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю";
Приказ ФСЗ России от 8.06.1993 № 78 "Об оказании материальной помощи безработным и членам семей безработных, находящихся на их иждивении;
Приказ ФСЗ России от 30.12.1993 № 161 "Об утверждении методических рекомендаций о порядке организации работы органов службы занятости по содействию занятости в условиях массового высвобождения";
Приказ ФСЗ России от 30.04.1996 № 104 "Об утверждении Положения о порядке организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан"
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
рабочей силы на рынке труда г. Ленинск-Кузнецкий
человек
-----T----------------------------T-------T----------------------¬
¦ № ¦ ¦Прогноз¦В том числе по городам¦
¦п/п ¦ ¦2001 г.+-----------T----------+
¦ ¦ ¦ всего ¦Ленинск- ¦Полысаево ¦
¦ ¦ ¦ ¦Кузн. ¦ ¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦ СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ ¦
+----T----------------------------T-------T-----------T----------+
¦1.1.¦ВСЕГО ¦ 18400¦ 14592¦ 3808¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.¦на начало прогнозируемого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периода на имеющиеся ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вакансии ¦ 700¦ 617¦ 83¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦1.3.¦потребность в работниках на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новых рабочих местах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предусмотренных к вводу ¦ 780¦ 585¦ 195¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦1.4.¦Потребность в работниках на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦замену выбывающих по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственному желанию ¦ 16920¦ 13390¦ 3530¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦ ¦и другим причинам, не ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦связанным с сокращением ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦ ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ¦
+----T----------------------------T-------T-----------T----------+
¦2.1.¦ВСЕГО, ¦ 32368¦ 23950¦ 8418¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦2.2.¦численность высвобожденных в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦течение года работников ¦ 850¦ 700¦ 150¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦2.3.¦численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уволенных по собственному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦желанию ¦ 12000¦ 9500¦ 2500¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦2.4.¦численность выпускников ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных школ и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных учебных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заведений всех уровней, а ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦также лиц, прекративших ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучение до окончания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебного заведения ¦ 1300¦ 1000¦ 300¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦2.5.¦численность граждан, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уволенных из Вооруженных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сил РФ ¦ 250¦ 175¦ 75¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦2.6.¦численность граждан, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦освобожденных из мест ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лишения свободы ¦ 190¦ 100¦ 90¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦2.7.¦механический приток ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения в трудоспособном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возрасте ¦ 0¦ 0¦ 0¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦2.8.¦численность граждан, не ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющих работы по другим ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦причинам ¦ 17778¦ 12475¦ 5303¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦ СООТНОШЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ¦
+----T----------------------------T-------T-----------T----------+
¦ ¦Неудовлетворенный спрос на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рабочую силу (на конец ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периода): ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦3.1.¦количество вакансий ¦ 520¦ 455¦ 65¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦3.2.¦общая численность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безработных ¦ 13600¦ 9800¦ 3800¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦3.3.¦численность официально ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарегистрированных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безработных ¦ 1600¦ 990¦ 610¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦ СПРАВОЧНО (на конец периода): ¦
+----T----------------------------T-------T-----------T----------+
¦4.1.¦Численность занятых в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономике ¦ 58100¦ 47000¦ 11100¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦4.2.¦Численность экономически ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦активного населения ¦ 71700¦ 56800¦ 14900¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦4.3.¦Уровень общей безработицы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦% к экономически активному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населению ¦ 18.97¦ 17.25¦ 25.50¦
+----+----------------------------+-------+-----------+----------+
¦4.4.¦Уровень регистрируемой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безработицы, % к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономически активному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населению ¦ 2.23¦ 1.74¦ 4.09¦
L----+----------------------------+-------+-----------+-----------
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Функционирование рынка труда г. Ленинска-Кузнецкого и г. Полысаево обусловлено влиянием комплекса экономических, демографических и социальных факторов. Решающее влияние на состояние рынка труда, показатели занятости и безработицы оказывает экономическая ситуация.
В 2000 г. продолжились процессы стабилизации экономики, начавшиеся в 1999 году:
- объем промышленной продукции в сравнении с предыдущим годом возрос по г. Ленинску-Кузнецкому на 5,5%, по г. Полысаево на 13% и составил соответственно 2245,7 млн. рублей по г. Ленинску-Кузнецкому и 1146,4 млн. рублей по г. Полысаево. Максимальный прирост отмечен на предприятиях топливной отрасли (70% г. Лен.-Кузн., 13% г. Полысаево), черной металлургии (79%), машиностроения и металлообработки (66%).
- на развитие экономики и социальной сферы направлено (г. Лен.-Кузн.) 450,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в 2,4 раза больше уровня 1999 г.;
- объем работ, выполненный по договорам строительного подряда, составил по г. Лен.-Кузн. 60,7 млн. рублей почти в два раза больше чем в 1999 г. (188%);
- число убыточных организаций уменьшилось по г. Ленинску-Кузнецкому на 16%, по г. Полысаево на 8%.
Экономический рост положительно сказался на динамике показателей, характеризующих уровень жизни населения:
- начисленная номинальная заработная плата по крупным и средним предприятиям г. Лен.-Кузн. в 2000 г. возросла на 36% и составила 1989 рублей, по г. Полысаево увеличилась на 34% и составила 2758 руб.;
- реальная заработная плата одного работника в декабре 2000 г. составила 1662 рубля;
- просроченная задолженность по заработной плате работников учитываемых отраслей уменьшилась по г. Лен.-Кузн. в 2,4 раза и составила на 01.01.2001 г. 55,1 млн. рублей, по г. Полысаево в 2,0 раза и составила 25,6 млн. рублей;
- величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, в декабре по г. Ленинску-Кузнецкому составила 1021 руб. на человека и возросла по сравнению с декабрем предыдущего года на 12%; по г. Полысаево средний прожиточный минимум составил 1057 руб. на 6% выше показателя за прошлый год.
Одновременно следует отметить сохранившиеся негативные моменты:
- характерная для ряда лет отраслевая дифференциация в уровне оплаты труда практически не изменилась. Относительно среднего показателя по городу Ленинску-Кузнецкому более высокая заработная плата в полиграфической (в 2 раза), угольной (на 46%), химической (на 40%) отраслях промышленности, на предприятиях транспорта (на 17%). Значительно ниже средней по городу заработная плата в легкой (в 1,8 раза) и деревообрабатывающей (в 2,2 раза) отраслях промышленности.
Высок уровень дифференциации заработной платы среди промышленных предприятий города: максимальная заработная плата (Полиграфобъединение) в 5,8 раза превысила минимальную (ТОО "Ленинскмебель"). Среди отраслей экономики города наиболее существенно (в 1,5 раза к уровню предыдущего года) возросла заработная плата в угольной промышленности и составила 2910 руб. Превышение средней заработной платы шахтеров над средней по промышленности увеличилось с 18% в 1999 года до 26% в 2000 г.
Незначительно увеличилась зарплата в пищевой промышленности (на 19%), в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (на 14%). Строительство - единственная отрасль экономики города, в которой в 2000 году по сравнению с 1999 годом произошло снижение средней заработной платы (на 8%).
Выше средней по городу Полысаево заработная плата на предприятиях топливной промышленности (в 1,2 раза), транспорта (в 1,1 раза). Ниже средней по городу заработная плата в пищевой промышленности (в 2,5 раза), в жилищно-коммунальном хозяйстве (в 1,9 раза), бытовом обслуживании (в 3 раза). Заработная плата работников образования, в 2,5 раза ниже средней по городу и в 3,1 раза ниже средней по промышленности.
По сравнению с прошлым годом наиболее значительно возросла заработная плата в топливной промышленности - на 45%, на транспорте - 21%, в связи с уменьшением объемов производства ООО "Производственные системы" с ноября отчетного года, заработная плата в строительстве составила только 65% от уровня прошлого года.
Сфера труда и занятости характеризовалась развитием следующих тенденций:
- численность экономически активного населения (по данным областного комитета государственной статистики) в декабре составила по г. Ленинску-Кузнецкому 56,6 тыс. человек, из них 9,6 тыс. человек (17%) не имели занятия, но активно его искали и по методологии МОТ классифицировались как безработные, по г. Полысаево численность экономически активного населения составила 14,6 тыс. чел. из них 2,6 тыс. чел (17,8%) не имели занятия, т.е. классифицировались как безработные; ЧЭАН г. Ленинска-Кузнецкого по сравнению с 1999 г. снизилась на 3,4%, ЧЭАН г. Полысаево осталась на уровне прошлого года.
- численность занятых, в экономике г. Лен.-Кузн. уменьшилась на 4,3 % и составила 47 тыс. человек, по г. Полысаево соответственно на 1,0% и составила 12 тыс. чел.
- с предприятий и организаций г. Ленинска-Кузнецкого выбыло 16 тыс. человек, в г. Полысаево 3,0 тыс. чел., (на уровне 1999 г.). По г. Ленинску-Кузнецкому в два раза (до 2 тыс. человек) увеличилась численность уволенных по сокращению штатов, если в отчетном году был высвобожден каждый восьмой работник то год назад - каждый 13; прошло массовое высвобождение на четырех предприятиях, по г. Полысаево - увольнения по сокращению штатов уменьшились на 11% и составило всего 40 чел;
- для замещения вакансий на предприятия и организациях г. Ленинска-Кузнецкого принято 14,8 тыс. человек, из них 0,4 тыс. человек - на вновь введенные рабочие места. Интенсивность приема новых работников увеличилась на 5,6 процентных пунктов и зафиксирована на уровне 40,6% от среднесписочной численности персонала. Наиболее активно заполнялись рабочие места на предприятиях машиностроения, где прием превысил выбытие на 15%, на предприятиях легкой промышленности на 1,1%. В целом по городу восполняемость кадров возросла с 84,6 до 92,6%;
По г. Полысаево принято 3,5 тыс. человек, из них всего 15 человек - на вновь введенные рабочие места. Интенсивность приема новых работников увеличилась на 1,0 процентный пункт и зафиксирована на уровне 35,2% от среднесписочной численности персонала. Наиболее активно заполнялись рабочие места на предприятиях топливной промышленности, где прием превысил выбытие на 33,7%, на предприятиях пищевой промышленности на 81,1%. В целом по городу принято на 487 чел больше, чем выбыло, восполняемость составила 116%;
по инициативе администрации:
- в г. Лен.-Кузн. трудились в режиме неполной рабочей недели (дня) 2,2 тыс. человек (6,1% от среднесписочной численности), что на 10% меньше аналогичного показателя 1999 г. Таким образом, в отчетном году был вынужденно занят неполное рабочее время каждый двадцать третий работник (в предыдущем году - каждый 11) по г. Полысаево работающих неполное время в 2000 г. не было;
- в г. Лен.-Кузн. находились в отпусках 2,2 тыс. человек (на 15% меньше), или каждый шестой (год назад - каждый седьмой). Продолжительность административных отпусков (в расчете на одного работника) сократилась с 40 до 24 дней. Наиболее длительный вынужденный отпуск отмечен у работников в промышленности строительных материалов (42 дня), в легкой промышленности на ОАО "Одежда" (58 дней). Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполного рабочего времени оценивались в 106,5 тыс. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 426 работников (для сравнения год назад - 629 человек), по г. Полысаево в текущем году отпуска без сохранения зарплаты не фиксировались;
Регулирование рынка труда осуществлялось в рамках мероприятий территориальной программы содействия занятости, программы местного развития. Политика социального партнерства и совместное финансирование мер по расширению занятости населения позволило эффективно использовать имеющиеся ресурсы и добиться снижения социальной напряженности. Заинтересованное сотрудничество с органами местного самоуправления, общественными организациями, учебными заведениями и работодателями способствовало оперативному реагированию на происходящие в экономике города процессы.
Работа по выполнению мероприятий Программы - 2000 велась достаточно активно Многие целевые ориентиры прошлого года, благодаря активной деятельности службы занятости, практически достигнуты. В 2000 г. обратились в службу занятости населения по различным вопросам 14,7 тыс. граждан. Поставлено на учет 5,7 тыс. чел что на 25% больше, чем за 1999 г.. В их составе:
- каждый второй уволен с последнего места работы по собственному желанию (в предыдущем году - каждый третий),
- каждый седьмой клиент выбыл по сокращению штатов (соответственно, каждый шестой),
- каждый восьмой, обратился после длительного перерыва в работе (соответственно, каждый седьмой),
- каждый девятый - учащийся, желающий работать в свободное от учебы время (каждый восьмой),
- каждый одиннадцатый - выпускник учебного заведения (на уровне 1999 г.).
Таким образом, специалисты службы занятости работали с 7,3 тыс. граждан, состоявших на учете (на 3% меньше).
Расширены возможности трудоустройства за счет более активной работы с заявителями. В течение года служба занятости располагала сведениями о наличии 3,7 тыс. вакансий, против 3,1 тыс. за 1999 г. (рост в 1,2 раза). Коэффициент напряженности на регулируемом рынке труда, в среднем, снизился, по сравнению с началом года, с 4 до 3 претендентов на рабочее место, (по городу Ленинску-Кузнецкому с 4 до 2, в г. Полысаево коэффициент напряженности вырос с 4 до 8).
При ослаблении напряженности на регулируемом рынке труда по прежнему наблюдалось несоответствие профессионально-квалификационной структуры банка вакансий и состава граждан, желавших трудоустроиться. Работодатели в условиях трудоизбыточности ужесточают требования к претендентам, используя ограничения по оплате труда, возрасту, полу и т.д.
Показатель трудоустройства отчетного периода составил 2,1 тыс. чел, что на 11% меньше прошлогоднего и на 19% меньше запланированного на 2000 г. т.е. нашел работу каждый четвертый из числа состоящих на учете граждан. В их числе трудоустроено 1,3 тыс. безработных (на 21% меньше прошлогоднего).
Несмотря на уменьшение доли безработных, снятых с учета (с 73 до 64%), результативный выход из безработицы, предусматривающий трудоустройство и направление на профессиональное обучение, наблюдался у 50% клиентов, что на 7,5 пунктов больше показателя предыдущего года.
Большую часть года ситуацию на рынке труда удавалось стабильно поддерживать: уровень безработицы не превышал 1,7% к трудоспособному населению и лишь с ноября месяца наблюдается рост уровня и на 01.01.2001 он составил 1,9%. На конец декабря статус безработного имели 1782 человека (на 17,3% больше). Прогноз реализовался на 105%.
Средняя продолжительность безработицы за истекший год сократилась на два месяца и составила около 6 месяцев.
Улучшилась работа по организации профессионального обучения. Образовательные услуги предоставлены каждому двадцать пятому клиенту (в прошлом году - каждому пятьдесят третьему), то есть находилось на обучении 341 безработный гражданин (планируемые показатели перевыполнены на 68,2%). Направлено на профобучение 296 чел. (208% к уровню прошлого года и 226% от запланированного), завершили обучение и трудоустроены после около 124 чел. (рост на 31,9%).
Существенно возросли объемы работ по профессиональной ориентации и психологической поддержке. Такого рода услуги предоставлены 2,3 тыс. граждан (рост в 1,3 раза к прошлому году, в 1,8 раза к запланированному). Почти втрое превышены задания программы по психологической поддержке - 0,2 тыс. чел. воспользовались индивидуальными консультациями, приняли участие в адаптационных программах и т.д.
Динамичнее шло создание дополнительных рабочих мест (в предыдущем году - не было создано ни одно рабочее место). В 2000 г. организовано 20 дополнительных рабочих мест, затрачено 540 тыс. руб., на создание 21 рабочего места перечислено 620,0 тыс. руб. в конце года, места будут созданы в 2001 г.. Средние затраты ОЗН на рабочее место составили 28 тыс. руб. против планируемой суммы 23 тыс. руб.
При содействии службы занялись предпринимательской деятельностью 9 человек (это в два раза меньше, чем в 1999 г. (18 чел.) и на 10% меньше запланированного (10 чел). Выдано субсидий на организацию собственного дела на 162,5 тыс. руб, на 28,6 тыс. руб. меньше, чем в прошлом году и на 61,8 тыс. руб больше, чем предусмотрено программой.
В целях вовлечения безработных и других групп незанятого населения в трудовую деятельность организованы общественные работы. Повышенный спрос на рабочую силу, связанный с улучшением экономической конъюнктуры, и активная позиция службы занятости позволили в 1,05 раза перевыполнить показатели программы и в 1,4 раза показатели прошлого года. Подготовлено, уже ставшее традиционным, распоряжение органов местного самоуправления об организации широкого спектра общественных работ: благоустройство и озеленение, дорожные, сельскохозяйственные, строительные и другие работы. Общая численность участников составила 178 чел. (125 чел за 1999 г.), в т.ч. 66 бывших работников угольной отрасли в результате привлечения федеральных средств через программы местного развития. Затраты из Фонда занятости составили 497,2 руб. против 480,0 млн. руб. по программе (рост 4%).
Традиционно энергично проводилась работа по привлечению подростков к труду в свободное от учебы время. На условиях временной занятости получили работу 605 подростков в возрасте 14 - 17 лет (рост в 1,3 раза к плану и в 1,1 раза к показателю прошлого года). Большая помощь оказана ветеранам в период подготовки к празднованию Дня Победы, на дому престарелым гражданам, инвалидам, пенсионерам; в подготовке спортивных соревнований, благоустройстве, озеленении, строительстве и других социально необходимых видах деятельности. Израсходовано средств фонда занятости более 109,5 тыс. руб..
В текущем году на учете в органах службы занятости состояло более 3 тыс. молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет. Получили работу 2,1 тыс. чел., в т.ч. стали участниками общественных работ 65 чел., предпринимателями 3 чел., получили направление на профобучение 204 человека. Популярным и безальтернативным направлением деятельности по трудоустройству выпускников учебных заведений стала Программа "Молодежная практика", в рамках которой 15 чел. трудились на ученических рабочих местах.
Были созданы необходимые условия по содействию занятости инвалидов. Всего за год трудоустроено 25 инвалидов, в том числе пять по квоте. Органы службы занятости смогли частично компенсировать расходы по оплате труда работодателям, принявшим на работу 3 инвалидов. Специально для этой категории организованы 3 новых рабочих места, 6 чел. прошли профессиональные пробы в ОВП г. Новокузнецка, 6 инвалидов направлены на профобучение, девяти инвалидам оказаны профориентационные услуги.
Повышенное внимание уделялось проблемам женской занятости, т.к. среди безработных они составляют 63,5%. (3138 чел.) Профориентационные услуги оказаны около 1 тыс. женщин. Удалось подобрать работу для 1080 женщин на 14% меньше уровня прошлого года. В целях повышения их профессионального уровня направлено на обучение 147 чел. (в 2,2 раза больше соответствующего показателя 1999 г.). Компенсационные выплаты получили 241 женщина - работница легкой промышленности (ОАО "Одежда"), находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Высокую активность проявили женщины в открытии собственного дела: 5 безработных занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью. Популярностью пользовались и "Клубы ищущих работу", в них участвовало 73 чел. Каждая семнадцатая женщина, из числа трудоустроенных, работала на общественных работах (в прошлом году - тридцать пятая).
В 2000 г. в 3 местных периодических изданиях опубликовано 9 статей и более 600 объявлений, характеризующих проблемы занятости населения. Вышли в эфир 10 телепередач и 2 радиопередачи с участием руководителей и специалистов службы занятости. В программах радио и телевидения вышли в эфир 16 информационных сообщений.
С начала 2001 года фиксируется рост безработицы. Внедрение нового механизма финансирования также оказывают влияние на ситуацию на рынке труда. Средства на реализацию мероприятий программы из федеральных источников поступают с опозданием и не в полной мере. Новые условия деятельности органов государственной службы занятости диктуют выбор стратегии и тактики.
Предполагается, что новый подход в применении программно-целевого метода позволит осуществить использование средств федерального бюджета и более эффективное привлечение местных ресурсов на реализацию политики занятости. Очевидно, что в период 2001 - 2005 г.г. необходимо проводить работу по формированию зоны повышенного внимания со стороны региональной власти в сфере регулирования социально-трудовых отношений и занятости, сохранения и развития человеческих ресурсов. Безусловно, важное место в деятельности должны занять: социальное партнерство на рынке труда, повышение качества обслуживания населения, создание имиджа службы занятости нового столетия.
К приоритетным направлениям деятельности в 2001 г. отнести:
- повышение эффективности государственного регулирования сферы занятости в регионе на программно-целевой основе;
- максимальную активизацию взаимодействия с работодателями по всему спектру оказываемых услуг с целью увеличения объемов трудоустройства лиц, ищущих работу;
- продолжение формирования региональной системы управления кадровым потенциалом;
- усиление адресного характера поддержки граждан из числа социально-незащищенных категорий (инвалидов, женщин, воспитывающих детей-инвалидов; многодетных и неполных семей; молодежи, не имеющей опыта работы; выпускников; бывших военнослужащих; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы);
- оказание целенаправленного воздействия на улучшение качественных характеристик рабочей силы с учетом потребностей рынка труда путем всестороннего использования системы профессиональной переподготовки, подготовки и повышения квалификации незанятого населения;
- сглаживание социального негатива структурных преобразований экономики;
- расширение информационного пространства рынка труда;
- продолжение работы по укреплению имиджа, социального партнерства и развитию инфраструктуры рынка труда.
По согласованию с Департаментом финансирование отдельных направлений может быть изменено. Новый порядок финансирования введен министерством труда и социального развития РФ и будет корректироваться соответствующими приказами и нормативными актами.
Предусматривается что:
- консультационные услуги получат более 15 тыс. чел.;
- сбалансированность спроса и предложения рабочей силы повысится путем заполнения более 4,0 тыс. вакансий;
- участниками общественных работ станут 262 чел.;
- на временных рабочих местах в свободное от учебы время будут заняты 347 подростков и несовершеннолетних;
- поддержку предпринимательской инициативе получат более 50 безработных;
- возможностями профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с целью последующего трудоустройства воспользуются 444 человек;
- участниками программ местного развития станут более 500 высвобожденных работников угольной отрасли;
- уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,8% (к численности ЭАН).
Департамент Федеральной государственной службы
занятости населения по Кемеровской области
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
ДФГСЗН Городской Совет
по Кемеровской области первого созыва, вторая сессия
____________ В.Ф.Григорьева Пленарное заседание № 1
"____"_________ 2001 г. Решение № 15 от 28.06.2001
ПРОГНОЗ
формирования рынка труда и
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
содействия занятости населения
г. Ленинска-Кузнецкого и г. Полысаево
Кемеровской области
на 2001 год
Одобрена
Решением координационного
комитета содействия
занятости населения
от "21" мая 2001 г.
№ 2