Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Кемеровской области от 02.06.1999 № 38
"О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступил в силу со 2 июня 1999 года (пункт 3 данного документа).



АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 1999 г. № 38

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики Администрация Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Концепцию управления государственным имуществом и примерный План подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих ее реализацию.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области Березнева С.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.

Губернатор области
А.М.ТУЛЕЕВ





Приложение № 1
к постановлению Администрации
Кемеровской области
от 2 июня 1999 г. № 38

КОНЦЕПЦИЯ
управления государственным имуществом
в Кемеровской области

Введение

Настоящая Концепция определяет основные цели и принципы государственной политики Кемеровской области в сфере управления государственным сектором экономики, под которым в целях настоящей Концепции понимается совокупность экономических отношений с участием государственного недвижимого имущества казны, государственного имущества, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также имущественных прав Кемеровской области, вытекающих из ее участия в иных коммерческих организациях, за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством в бюджетный процесс. Не являются предметом рассмотрения концепции недра, леса, земли сельскохозяйственного назначения, объекты интеллектуальной собственности Кемеровской области.
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность создания стройной, экономически и логически выверенной системы представлений о критериях необходимости отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и создания жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственности.
В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, представители Кемеровской области в органах управления иных коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
Государственная политика, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:
максимизация доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности;
использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики Администрации Кемеровской области необходимо решать следующие задачи:
полная инвентаризация объектов государственной собственности, построение системы учета этих объектов, разграничения и оформление прав на них;
повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;
классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;
постановка целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав Кемеровской области как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех департаментов, управлений и иных структурных подразделений Администрации Кемеровской области.
Идеология настоящей Концепции основана на следующих основных принципах управления государственным имуществом, вне реализации которых невозможно достижение указанных целей и задач.

Определение цели.
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) Администрацией Кемеровской области должна быть осознана и зафиксирована цель, которую она преследует и достижению которой служит объект.
Перечень целей Администрации Кемеровской области, применительно к управлению различными видами объектов, должен определяться правовыми актами.

Способ достижения цели.
В большинстве случаев, привлекая к процессу управления управляющих, Администрация Кемеровской области в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности получения и оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должна определять способы достижения цели, т.е. детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски при недостижении запланированного качественного результата управления.

Система управления.
Важнейшим принципом является использование в каждом случае управления государственным имуществом системы управления как неразрывного единства следующих элементов;
создание условий и обязательного порядка определения способа достижения цели;
регламентации порядка принятия управленческих решений государственными органами;
порядка выбора управляющих;
мотивации управляющих;
контроля за объектами управления и деятельностью управляющих;
отчетности государственных органов и управляющих;
управленческих решений по результатам контроля и отчетности;
ответственности за результаты управления;
постоянного поступления, обработки и анализа информации о состоянии дел управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления, порядок взаимодействия государственных органов в системе управления должен быть детально регламентирован правовыми актами.
Эффективность управления.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или объекта) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

Профессиональность управления.
Кроме того, что непосредственное управление рядом объектов является функцией, не свойственной Администрации области, Администрация крайне заинтересована в профессиональном управлении государственным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации.
Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией применительно к таким объектам управления, как:
государственные унитарные предприятия и учреждения;
пакеты акций, доли (паи) находящиеся в государственной собственности, в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ;
государственная недвижимость,
в следующей логической последовательности:
1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между департаментами (управлениями) Администрации области и комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области, положение дел и основные выводы).
2. Постановка целей и задач управления.
3. Предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для реализации механизма управления).
4. Критерии эффективного управления.

Управление государственными предприятиями и учреждениями

1. Оценка состояния.
В настоящее время в Кемеровской области насчитывается 1432 государственных предприятий и учреждений, из них:
государственных предприятий: федеральной собственности - 491.
областной собственности - 147.
государственных учреждений: федеральных - 724.
областных - 70.
Функции по управлению государственными унитарными предприятиями размыты между комитетом по управлению госимуществом Кемеровской области и отраслевыми департаментами и управлениями Администрации области.
Комитет по управлению госимуществом Кемеровской области наделяет предприятия имуществом, относящимся к государственной собственности, а также согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом предприятий, утверждает уставы предприятий; по поручению Губернатора области назначает и освобождает от должности руководителей предприятий; заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями предприятий.
Отраслевые управления и департаменты Администрации области вносят Губернатору предложения:
об учреждении, реорганизации, ликвидации госпредприятий;
о назначении на должность и освобождение от должности руководителей госпредприятий.
Вносят на утверждение комитета по управлению госимуществом Кемеровской области уставы госпредприятий.
Большинство заключенных с руководителями госпредприятий контрактов не предусматривают надлежащей ответственности руководителей за результаты деятельности предприятия.
Кроме того, что количество государственных предприятий весьма значительно, их круг в настоящее время не является сознательным выбором (решением) Администрации области, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих государственных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизируемые по ряду причин (в основном, в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать индивидуальные экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.
Предусмотренные гражданским законодательством и существующие в настоящее время организационно-правовая форма государственного унитарного предприятий и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители государственных унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в т.ч. самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Трудовое законодательство, эффективно защищая трудовые права руководителей, приводит к значительным трудностям применения к ним мер ответственности и, как следствие, к отсутствию реального стимула улучшать качество управления.
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможность требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий и даже определять эти показатели.
Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества государственных предприятий должным образом не регламентирован.
Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за них финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Целый ряд государственных унитарных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, функционирует в организационно-правовой форме, не предусмотренной действующим законодательством.
Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания государственных унитарных предприятий, а также порядок их функционирования. Отсутствует полный реестр государственных унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.
На практике широкие полномочия руководителей в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:
переводу части финансовых потоков государственных унитарных предприятий в "боковые" фирмы, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате прибыль, которую могли бы получить государственные унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;
отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в государственных предприятиях;
невозможности государственных органов предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.
Растет количество неплатежеспособных государственных предприятий, что во многом спровоцировано бесконтрольностью со стороны Администрации области.
Отсутствует практика получения собственником части прибыли государственного предприятия.
Основные выводы:
существующая система управления госпредприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования;
деятельность организаций, созданных в форме государственных унитарных предприятий, как правило, неэффективна;
имеющееся количество государственных унитарных предприятий не соответствует возможностям Администрации Кемеровской области по управлению ими и контролю за их деятельностью;
отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования организаций в форме государственных унитарных предприятий;
низкая эффективность деятельности государственных унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет.

Учреждения.
Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из бюджета.
Регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением государственными учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Кемеровская область несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником. Последствия этого могут привести к нанесению прямого ущерба Кемеровской области. Кроме того, на практике нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества.
В частности, анализ данных, полученных в результате проведенной инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что значительная часть его используется в коммерческих целях (в т. ч. путем передачи в аренду). При этом доходы от использования государственного имущества не перечисляются и не учитываются в областном бюджете.
Отраслевые департаменты и управления Администрации области, имеющие подведомственные учреждения, не организуют учет закрепленной за ними государственной недвижимости. Мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений ими не проводятся. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области зачастую лишен такой возможности.

2. Цели и задачи управления.
Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:
оптимизации количества государственных унитарных предприятий и учреждений;
повышении эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
ужесточении контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий и учреждений;
погашении имеющейся у предприятий и учреждений кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате и как следствие увеличении поступлений в бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;
снижении расходов бюджета на содержание государственных унитарных предприятий и учреждений.

3. Механизм управления.
Достижение поставленных целей, решение задач управления государственными предприятиями, учреждениями связано как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом путем принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Администрации области, устанавливаемым в рамках настоящей Концепции, приватизации государственного имущества, согласовании решений о распоряжении государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, распоряжении имуществом, иных решений в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Реализация системы управления предполагает:
3.1. Определение круга и количества государственных унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.
Для оптимизации количества государственных унитарных предприятий необходимо, чтобы создание организаций в форме государственного унитарного предприятия осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно - правовых форм.
Необходимо провести оценку содержания деятельности всех государственных унитарных предприятий, исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:
использование имущества, запрещенного к приватизации;
осуществление деятельности, направленной на решение социальной задачи реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;
эксклюзивная разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере государственных интересов;
производство отдельных видов продукции, изъятых в гражданском обороте;
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств.
В случае принятия решения о несоответствии деятельности предприятия определенным задачам осуществляется:
преобразование предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
реструктуризация предприятий (учреждений);
передача предприятий и учреждений в муниципальную собственность;
ликвидация предприятий (учреждений).
3.2. Определение целей Администрации области применительно к каждому предприятию (учреждению).
Установление обязательных требований представления руководителями предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий и учреждений.
Установление обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений, правил и порядка их оценки.
Установление требований к качественным показателям деятельности предприятий и организаций, а также порядка их оценки.
Проведение аттестации руководителей предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента.
Установление порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям за непредставление указанных выше предложений или их негативную оценку, вплоть до увольнения.
Утверждение Администрацией Кемеровской области предложений о способе достижения цели, включающих в себя программу (план) деятельности предприятия, учреждения и предусматривающих достижение ими определенных качественных результатов, что является основой взаимодействия между Администрацией области и управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Невыполнение такой программы (плана, бизнес - плана) является основанием ответственности управляющего.
3.3. Установление порядка периодической отчетности руководителей предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана).
Установление требований к форме, полноте отчетов, порядка их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана).
3.4. Установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели создания предприятия, невыполнении программы (плана, бизнес-плана).
В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана) и т.д.
В противном случае применяются меры ответственности к руководителям предприятия, учреждения. При освобождении руководителя от должности назначение руководителя вновь должно производиться преимущественно на конкурсной основе.
3.5. Ужесточение контроля за деятельностью руководителей государственных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений, для чего необходимо:
создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии государственных унитарных предприятий и учреждений;
утвердить типовые уставы государственного унитарного предприятия и типовые контракты с руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять описанный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с управляющим;
провести ревизии учредительных документов государственных унитарных предприятий и учреждений и привести их в соответствие с типовыми;
привести организационно-правовые формы всех государственных унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства;
привести контракты с руководителями предприятий в соответствии с типовым контрактом;
отраслевым департаментам и управлениям Администрации области устанавливать основные технико-экономические и иные качественные показатели работы государственных унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений со стороны комитета по управлению госимуществом Кемеровской области, отраслевых департаментов и управлений, иных госорганов, специально уполномоченных на это Администрацией области;
проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки государственных унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных комитетом по управлению госимуществом Кемеровской области.
3.6. Установление принципов определения части прибыли государственного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.

Контроль эффективности управления.
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:
поступлению дополнительных доходов в бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;
сокращению количества предприятий и учреждений, снижению расходов бюджета на их содержание;
снижению цен на определенные виды товаров и услуг;
снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности оставшихся предприятий;
сокращению объемов дотаций убыточных и нерентабельных производств.

Управление пакетами акций, долями (паями)
Кемеровской области в уставных капиталах
хозяйственных обществ и товариществ

Оценка состояния управления государственными пакетами акций (долями, паями).
В настоящее время на территории Кемеровской области насчитывается 133 акционерных общества, пакеты акций которых находятся в государственной собственности, из них:
в федеральной собственности - 91,
в областной собственности - 42.
В отношении 23 акционерных обществ предусмотрено использование специального права управления ("золотая акция"), в том числе в 12 обществах такое право принадлежит Российской Федерации, а в 11 - Кемеровской области.
В зависимости от степени участия государства (Кемеровской области) в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом:
- 100% - 2 акционерных общества;
- более 50% - 21 акционерное общество;
- от 25% до 50% - 81 акционерное общество;
- менее 25% - 29 акционерных обществ.
В зависимости от организационно-правовой формы, можно выделить следующие группы организаций с государственным участием:
открытые акционерные общества - 133,
закрытые акционерные общества - 1,
общества с ограниченной ответственностью - 2.
Из числа акций, находящихся в государственной собственности, закрепленными в соответствии с правовыми актами, являются акции 14 акционерных обществ.
Дивиденды по федеральным пакетам акций составили:
в 1995 г. - 863,4 тыс. руб.;
в 1996 г. - 237,8 тыс. руб.;
в 1997 г. - 361 тыс. руб.;
в 1998 г. - 334 тыс. руб.
Дивиденды по областным пакетам акций составили:
в 1995 г. - 156,6 тыс. руб.;
в 1996 г. - 171,2 тыс. руб.;
в 1997 г. - 224,3 тыс. руб.;
в 1998 г. - 334 тыс. руб.
(В масштабе цен 1998 года).
В соответствии с действующими нормативными актами в процессе управления акциями, находящимися в областной собственности, а также осуществления прав участника в хозяйственных обществах и товариществах принимают участие:
Совет народных депутатов Кемеровской области, Губернатор Кемеровской области, комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Совет народных депутатов Кемеровской области принимает решения о закреплении пакетов акций в государственной собственности Кемеровской области либо о введении специального права управления ("золотая акция"), продления срока закрепления акций в областной собственности, досрочной продажи акций или о замене закрепления акций в областной собственности на специальное право управления ("золотая акция").
Губернатор Кемеровской области принимает решения об отчуждении акций, находящихся в областной собственности, назначает представителей Кемеровской области в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области является держателем принадлежащих области акций (долей, паев), от имени области осуществляет права акционера (участника) по областным акциям (долям, паям), реализует специальное право управления ("золотая акция"), оформляет полномочия представителей Кемеровской области в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в областной собственности.
Отраслевые департаменты и управления Администрации Кемеровской области представляют в комитет по управлению госимуществом Кемеровской области кандидатуры для назначения их представителями Кемеровской области в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, а также предложения по голосованию представителей Кемеровской области по вопросам повестки дня органов управления акционерных обществ.
Кемеровская область управляет находящимися в государственной собственности акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах и товариществах через институт своих представителей, кандидатуры которых утверждаются решениями Губернатора Кемеровской области.
В 1999 году на 300 мест в советах директоров акционерных обществ выдвинуты для избрания кандидатуры 54 представителей Кемеровской области. Все представители Кемеровской области являются работниками отраслевых управлений и департаментов Администрации области и комитета по управлению госимуществом.
Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций, к сожалению, не носит даже единичного характера. Таким образом, институт представителей Кемеровской области на 100 процентов состоит из государственных служащих.
С учетом количества хозяйственных обществ и товариществ, в которых Кемеровская область является участником (акционером), их значимости для региональной экономики, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов нельзя признать применяемую в большинстве случаев систему управления посредством института представителей, состоящих исключительно из государственных служащих, эффективной.
Существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства.
Широкое участие в качестве представителей государственных служащих создает проблему несоответствия количества организаций, в которых Кемеровская области назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время, вознаграждение и возмещение затрат на управление лиц, привлекаемых в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний, могут быть поставлены в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организаций и производиться за счет прибыли организаций. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний также в большей степени отвечает требованиям профессиональности управления и обеспечения ответственности за его результаты. Однако практика привлечения доверительных управляющих в настоящее время неоднозначна.
Поскольку цели Администрации области, ее интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных обществах и товариществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность представителей и иных управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями, закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований ответственности за неэффективность управления.
Отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, утверждения предложений о способе достижения цели Администрации области, преследуемой в деятельности соответствующих хозяйственных обществ и товариществ, отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий.
Отсутствует упорядоченная практика получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных обществах и товариществах, в которых участвует Кемеровская область.
Порядок передачи акций, принадлежащих Кемеровской области, в доверительное управление нормативно никак не регламентирован. Он в первую очередь должен предусматривать конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, а также должным образом предусматривать необходимость постановки цели Администрации области, представления участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, порядок отчетности, контроля и основания ответственности доверительного управляющего.

Цели управления пакетов акций (паями, долями).
Максимизация неналоговых доходов бюджета.
Обеспечение выполнения хозяйственными обществами и товариществами приоритетных для области функций (социальные программы, регулирование естественных локальных монополий), а также достижения иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией.
Стимулирование развития производства, улучшение общих финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ и товариществ, привлечение инвестиций.
Оптимизация управленческих затрат (создание условий управляемости, сокращение количества предприятий, где имеется доля Кемеровской области, сокращение расходов, связанных с управлением).
Осуществление институциональных преобразований в региональной экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур).

Механизм управления.
Во многом принципы и подходы к управлению пакетами акций (долями, паями), находящимися в государственной собственности, аналогичны механизму, описанному настоящей Концепцией применительно к государственным предприятиям и учреждениям. Построение системы взаимоотношений с управляющими должно дополняться системой непосредственного управления комитетом по управлению госимуществом Кемеровской области, заключающейся в принятии решений о распоряжении пакетами акции и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных обществах и товариществах.
Применительно к каждому случаю участия Кемеровской области в хозяйственных обществах и товариществах должна быть осознана и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются комитетом по управлению госимуществом в исключительных случаях и только при назначении представителями в указанные организации государственных служащих. По общему правилу предложения о способе достижения цели представляются лицами, привлекаемыми в качестве управляющих, и оцениваются в порядке конкурсного отбора.
Утвержденные комитетом по управлению госимуществом Кемеровской области предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющих.
Кроме того, необходимо нормативно определить:
пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия комитета по управлению госимуществом Кемеровской области и управляющих при принятии последним решений, выходящих за пределы полномочий управляющего;
порядок установления информационных потоков о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ и товариществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации;
обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей Администрации области (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, обязательные критерии оценки достижения результата управления в деятельности хозяйственных обществ и товариществ;
порядок взаимодействия государственных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющего, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ и товариществ. При основании невозможности достижения цели Администрации области, выполнении программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Кемеровской области в хозяйственном обществе (товариществе), о распоряжении акциями (долями, паями) иным образом, в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур, об изменении целей или программы деятельности управляющего. В противном случае к управляющим применяются меры ответственности.
Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих, управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и представляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления.
Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные общества и товарищества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности).
Цели и задачи управления акциями (долями, паями), находящимися в областной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий.
1. Классификация хозяйственных обществ и товариществ не только по количественным, но и по качественным показателям. При этом целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности пакетов акций (долей, паев), по отношению к которым необходимо осуществлять разные управляющие воздействия.
Направления классификации:
В зависимости от степени ликвидности акций:
акции, которые могут быть реализованы с быстрым значительным поступлением средств в бюджет;
акции, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет;
акции, реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна;
акции, реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, экономически нецелесообразна.
В зависимости от отраслевой принадлежности организаций.
В зависимости от целей, которые преследует Администрация Кемеровской области в деятельности хозяйственных обществ и товариществ:
стратегическое значение для обеспечения определенных государственных задач;
социальные программы;
естественные (локальные) монополии;
реализация перспективных проектов.
В зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ и товариществ, обусловленной количеством акций, размером долей, паев (количеством голосов в органах управления организацией).
В зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство:
стабильное финансовое состояние;
есть риск банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате);
возбуждено дело о банкротстве.
В зависимости от численности работников и величины основных фондов организации.
2. При управлении пакетами акций, закрепленными в государственной собственности в целях осуществления общерегиональных функций:
координация работы департаментов и управлений Администрации области в процессе управления пакетами акций комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области;
переход на выдвижение в советы директоров акционерных обществ комитета по управлению госимуществом Кемеровской области (от имени Кемеровской области) как юридическое лицо с указанием ему определенного количества мест в совете директоров, пропорционально размеру государственного пакета акций в данном обществе. Последующее назначение Губернатором области на избранные места в совете директоров представителей Кемеровской области;
установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными обществами и товариществами;
в необходимых случаях назначение представителями Кемеровской области лиц, входящих в штат комитета по управлению государственным имуществом на условиях основной занятости;
установление порядка использования пакетов акций для выдачи гарантий от имени Кемеровской области с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами областного бюджета;
консолидация пакетов акций компаний, служащих выполнению однородных государственных целей;
приобретение акций организации для усиления государственного участия, если это необходимо для выполнения общерегиональных задач и для этого есть необходимые ресурсы;
установление механизма сохранения пакета (доли участия) при осуществлении дополнительных эмиссий;
замена закрепленного в областной собственности пакета акций на специальное право управления ("золотая акция");
пересмотр уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов Кемеровской области.
3. В целях увеличения неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение, не требующим значительных инвестиционных вложений:
передача акций муниципалитетам, на территории которых осуществляет свою основную деятельность акционерное общество, в зачет финансовых обязательств Кемеровской области перед муниципальным образованием либо передача пакетов акций представителям муниципальных образований в управление под представленную ими программу и гарантии вывода предприятия из кризиса;
купля-продажа акций для целей формирования пакетов акций, которые могут быть проданы наиболее эффективно с точки зрения бюджета;
выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных пакетами акций;
выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение пакетов акций через определенный срок с одновременной передачей государственных пакетов акций в доверительное управление покупателю таких ценных бумаг;
приватизация пакетов акций в соответствии с уже определенными механизмами (аукцион, специализированный аукцион, коммерческий конкурс с инвестиционными условиями) с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей;
в отношении обществ с ограниченной ответственностью и товариществ - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации.
4. В целях привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поддержки отечественных товаропроизводителей:
использование пакетов акций, находящихся в государственной собственности в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;
использование пакетов акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры);
привлечение эффективного собственника, приобретающего пакет акций в процессе приватизации под условия инвестирования в предприятие;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном;
приобретение акций Кемеровской областью в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа или передача в доверительное управление.
5. В целях оптимизации управленческих затрат:
сокращение количества находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовывать регулирующую и контролирующую функции Администрации Кемеровской области. Сокращение может осуществляться не только через механизмы продажи, но и через консолидацию в вертикально интегрированных структурах для оптимизации управления однородными с точки зрения технологии, рынка сбыта компаниями, передачи управления с областного на муниципальный уровень. Отчуждение акций (долей, паев) производится в тех случаях, когда цель, преследуемая Администрацией области в деятельности хозяйственного общества или товарищества, может быть достигнута иным, кроме участия, способом.
6. Осуществление институциональных преобразований в региональной экономике.
Институциональные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли-продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур.
В отношении организаций, имеющих значительную задолженность перед бюджетов, предлагается принимать решение о реорганизации или банкротстве по инициативе собственника с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных компаний.
Большинство крупных промышленных предприятий имеют громоздкую структуру, используемую для производства разных видов продукции. В отношении таких предприятий Администрации области должна инициировать в федеральных органах исполнительной власти реструктуризацию с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач (например, оборона), созданием на базе этого имущественного комплекса 100 процентов государственного акционерного общества и продажей остального имущества для развития нового производства.

Контроль эффективности управления.
Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой:
динамики увеличения доходов от управления находящимися в государственной собственности пакетами акций;
сокращения количества закрепленных в государственной собственности пакетов акций;
функционирования механизма учета и контроля организаций, в которых Кемеровская область участвует, а также отчетности и контроля управляющих;
полноты и практического значения реестра пакетов акций (долей, паев);
сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций в государственной собственности.

Управление государственной недвижимостью

Оценка состояния.
В настоящее время (по данным инвентаризации на 01.04.99), на территории Кемеровской области в государственной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью приблизительно 4,6 млн. кв. метров, из них:
в федеральной собственности примерно 3,9 млн. кв. метров;
в областной собственности примерно 0,7 млн. кв. метров;
От сдачи в аренду федеральной недвижимости получено:
в 1995 г. - 675 тыс. руб.;
в 1996 г. - 1042 тыс. руб.;
в 1997 г. - 2029,9 тыс. руб.;
в 1998 г. - 2202,2 тыс. руб.
От сдачи в аренду областной недвижимости получено:
в 1995 г. - 308 тыс. руб.;
в 1996 г. - 493 тыс. руб.;
в 1997 г. - 1326,3 тыс. руб.;
в 1998 г. - 2668,6 тыс. руб.
(В масштабе цен 1998 года).
Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция повышения доходности недвижимости.
Вместе с тем в существующей системе управления недвижимостью имеется ряд нерешенных проблем:
не сформирован полный реестр государственной недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и, как следствие, влечет невозможность контроля реальных денежных потоков, проведения достоверного анализа эффективности использования недвижимости, прогноза поступления средств в бюджет;
отсутствует система рыночной оценки объектов и прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей, порождает коррупцию (государственная недвижимость сдается в аренду по ставкам значительно ниже рыночных);
права Кемеровской области на принадлежащие ей объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;
слабо используется многовариантный (фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы к использованию недвижимости;
огромное количество объектов незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность;
распоряжение государственными землями осуществляют органы местного самоуправления, пользователю государственной недвижимостью приходится заключать два не связанных между собой договора, что противоречит мировой практике;
земельное законодательство отстает в темпах и качестве развития от иных отраслей, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект недвижимости.
Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

Цели и задачи управления.
Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
максимально возможное повышение доходности объектов государственной недвижимости;
наиболее эффективное исполнение государственных, социальных функций в процессе использования государственной недвижимости;
стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, сделать доступ предпринимателей к объектам недвижимости максимально простыми удобным;
исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.
Для достижения указанных целей необходимо:
сформировать полный реестр государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий реестр объектов незавершенного строительства;
четко разграничит и скоординировать полномочия всех государственных органов, участвующих в процессе управления недвижимостью;
сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);
обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости. Выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке;
создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать при распоряжении государственным имуществом различных правовые конструкции (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал и т.д.), ориентируясь на максимальную эффективность и обоснованность в каждом конкретном случае;
создать условия привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе предоставление на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;
урегулировать вопросы приобретения недвижимости в государственную собственность, четко определив цели, ради достижения которых могут быть произведены такие действия;
обеспечить профессиональную подготовку управляющих государственной недвижимостью;
установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у государственных унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения ими недвижимостью);
выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Провести изъятие указанного имущества;
поскольку Кемеровская область при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками, а не как властный субъект, то для эффективного управления недвижимостью необходимо использовать механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско-правовому. Должна быть определена фиксированная пропорция средств, остающихся у комитета по управлению госимуществом Кемеровской области.

Механизм управления.
Достижение целей, указанных в предыдущем разделе, возможно только при объединении функций формирования и распоряжения объектами недвижимости в одном ведомстве.
Первым шагом в такой системе управления должна стать сплошная инвентаризация объектов государственной недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей провести рыночную оценку объектов недвижимости методом массовой оценки.
Одновременно с наполнением реестра государственной собственности необходимо зарегистрировать государственные права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.
Следующим шагом в системе управления недвижимостью должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны включать в себя в обязательном порядке следующие принципы:
безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
высокодоходная недвижимость должна использоваться в коммерческих целях;
запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе;
максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;
максимальная прозрачность процедур представления в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии 2 и более заявителей обязателен способ предоставления объектов путем проведения торгов;
максимальное упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращения ее сроков. Арендаторам, платящим полную рыночную ставку арендной платы, должна быть разрешена субаренда с соблюдением уведомительного порядка;
объекты незавершенного строительства, объекты, требующие реконструкции, должны предоставляться на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, имеющие отрицательную рыночную стоимость, должны предоставляться инвесторам безвозмездно либо под соответствующий государственным интересам инвестиционный проект.

Контроль эффективности управления.
Организация текущего контроля за достижением целей, указанных в данном разделе Концепции, и действенности предпринимаемых для этого мер, может осуществляться по следующим параметрам:
увеличение в доходной части бюджета имущественной составляющей;
своевременное составление, фактическое вступление в силу соответствующих нормативных документов;
сближение рыночных ставок арендной платы и ставок за аренду государственного имущества;
полнота реестра объектов государственного недвижимого имущества.

Заключение

Значение настоящей Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления Кемеровской областью полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов Администрации области в государственном секторе экономики.
Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей концепции является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в регионе и осуществления важнейшей функции органов государственной власти - развивающей и стимулирующей - в отношении экономики в целом.
Полная инвентаризация государственного имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволит сформировать баланс государственного имущества в Кемеровской области, что является непременным условием выполнения задачи обеспечения привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят создать фонд обеспечения интересов инвесторов, который должен стать серьезным инвестиционным ресурсом и инструментом вовлечения государственного имущества в инвестиционный оборот.
Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества, оптимизация расходов на управление им даст возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должно быть увязано с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в региональную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.
Следующим необходимым шагом в использовании потенциала настоящей Концепции должно стать создание процедуры представления, оценки и отбора инвестиционных проектов (программ), которые финансируются за счет средств бюджета или под реализацию которых предоставляются государственные гарантии, позволяющие обеспечить привлечение инвестиций без непосредственного отчуждения активов фонда обеспечения интересов инвесторов в период инвестирования.
Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий в рамках системы управления государственным имуществом.
Выплата предприятием всего объема задолженности может означать исчезновение бизнеса как такового. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, т.е. на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, к нормальному функционированию производства, увеличению числа рабочих мест, привлечению инвестиций.
Именно при реализации процедур банкротства происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости, с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создании новых структурных элементов производства.
Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве это вопрос в большей степени инвестиционно - имущественный, нежели фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые, эффективно работающие предприятия.
Исходя из изложенного, участие Кемеровской области как кредитора в процедурах банкротства должно быть ориентировано на следующее:
1. Осуществление реструктуризации предприятий.
2. Долгосрочные перспективы в ущерб фискальным краткосрочным интересам.
3. Привлечение эффективных собственников.
Это возможно осуществить путем:
капитализации долга Кемеровской области;
конвертации его в пакеты акций обществ и реализация акций для решения обозначенных выше задач.
Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации настоящей Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы, которым должны служить результаты процесса превращения государства (Кемеровской области) в эффективного собственника.
Практическая реализация изложенных в Концепции принципов и подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.
Перечень нормативных правовых актов, которые предполагается принять, а также примерный их подготовки и принятия, изложен в приложении к настоящей Концепции.





Приложение № 2
к постановлению Администрации
Кемеровской области
от 2 июня 1999 г. № 38

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих
реализацию Концепции управления государственным
имуществом в Кемеровской области

   ----T--------------------------------------------T----------T---------------------¬

¦ ¦ Наименование проекта нормативного ¦ Срок ¦ Ответственные ¦
¦ ¦ правового акта ¦подготовки¦ исполнители ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 1.¦Закон Кемеровской области "О внесении ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦изменений в Закон Кемеровской области ¦ 01.10.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦от 20.07.98 № 31-ОЗ "О порядке управления ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦государственной собственностью Кемеровской ¦ ¦ ¦
¦ ¦области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 2.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О мерах по усилению контроля за ¦ 01.08.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦деятельностью государственных унитарных ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦предприятий и хозяйственных обществ, акции ¦ ¦ ¦
¦ ¦(доли, паи) которых находятся в ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной собственности Кемеровской ¦ ¦ ¦
¦ ¦области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 3.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О порядке назначения и деятельности¦ 01.08.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦руководителей государственных унитарных ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦предприятий" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 4.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "Об утверждении Порядка отчетности ¦ 01.08.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦руководителей государственных унитарных ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦предприятий и представителей Кемеровской ¦ ¦ ¦
¦ ¦области в органах управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственных обществ" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 5.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О привлечении аудиторских ¦ 01.09.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦организаций к проведению проверок ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦государственных унитарных предприятий" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 6.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по экономике ¦
¦ ¦области "Об утверждении перечня и методики ¦ 01.09.99 ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦определения основных экономических ¦ ¦госимуществом ¦
¦ ¦показателей эффективности деятельности ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦государственных унитарных предприятий и ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйственных обществ с участием ¦ ¦ ¦
¦ ¦Кемеровской области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 7.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О передаче государственных ¦ 01.08.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦унитарных предприятий в муниципальную ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦собственность" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 8.¦Распоряжение комитета по управлению ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦госимуществом "Об утверждении типового ¦ 01.08.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦устава государственного унитарного ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦предприятия, находящегося в государственной ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности Кемеровской области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦ 9.¦Распоряжение комитета по управлению ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦госимуществом "Об утверждении типового ¦ 01.08.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦контракта с руководителем государственного ¦ ¦ ¦
¦ ¦унитарного предприятия, находящегося в ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной собственности ¦ ¦ ¦
¦ ¦Кемеровской области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦10.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О порядке передачи в доверительное ¦ 01.09.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦управление, находящихся в государственной ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦собственности Кемеровской области, акций ¦ ¦ ¦
¦ ¦(долей, паев) хозяйственных обществ" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦11.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О порядке передачи в муниципальную ¦ 01.09.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦собственность, находящихся в государственной¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦собственности Кемеровской области, акций ¦ ¦ ¦
¦ ¦(долей, паев) хозяйственных обществ" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦12.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "Об инвентаризации объектов ¦ 01.09.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦недвижимого имущества, находящихся в ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦государственной собственности ¦ ¦ ¦
¦ ¦Кемеровской области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦13.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "Об инвентаризации объектов ¦ 01.09.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦незавершенного строительства, находящихся ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦в государственной собственности Кемеровской ¦ ¦ГУП "Глав УКС ¦
¦ ¦области и порядке их дальнейшего ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦использования" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦14.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О порядке страхования объектов ¦ 01.09.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦недвижимости, находящихся в государственной ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦собственности Кемеровской области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦15.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О порядке привлечения оценщиков ¦ 01.09.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦к оценке объектов недвижимости, в ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦в государственной собственности Кемеровской ¦ ¦ ¦
¦ ¦области" ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------------------+----------+---------------------+
¦16.¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦ до ¦Комитет по управлению¦
¦ ¦области "О порядке передачи в муниципальную ¦ 01.08.99 ¦госимуществом ¦
¦ ¦собственность, объектов недвижимости, ¦ ¦Кемеровской области ¦
¦ ¦находящихся в государственной собственности ¦ ¦ ¦
¦ ¦Кемеровской области" ¦ ¦ ¦
L---+--------------------------------------------+----------+----------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru