Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН Кемеровской области от 05.11.1997 № 36-ОЗ
(ред. от 21.06.1998)
"ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"
(принят ЗС КО 24.10.1997)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Кузбасс", № 208, 12.11.1997.



Утратил силу в связи с принятием Закона КО от 04.07.2002 № 50-ОЗ.



5 ноября 1997 года № 36-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Принят
Законодательным Собранием
Кемеровской области
24 октября 1997 г. № 134

(в ред. Закона Кемеровской области
от 21.06.1998 № 24-ОЗ)

Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации конституционного права граждан на условия труда, отвечающие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с нею в организациях всех форм собственности и хозяйственной деятельности на территории Кемеровской области.
Закон занимает верховенствующее положение по отношению к другим законодательным и нормативным актам Кемеровской области в сфере охраны труда.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда представляет собой систему законодательных и нормативных правовых актов, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, средств и способов, посредством которых реализуется политика, направленная на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда и осуществление гарантий прав работников на охрану труда.

Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия

1. Законодательство об охране труда включает положения Конституции Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, настоящий Закон, развивающий положения названных Основ, а также других законодательных актов Российской Федерации, Кемеровской области и аналогичных международных правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде, действующих в Российской Федерации и на территории Кемеровской области.
2. Положения настоящего Закона действуют на всей территории Кемеровской области и распространяются на юридических лиц всех форм собственности и видов хозяйствования, включая предприятия, учреждения, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, филиалы и представительства юридических лиц (в дальнейшем - организации), и физических лиц, включая граждан других субъектов Российской Федерации и иностранных государств, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Кемеровской области и международными договорами (соглашениями).
3. Действие Закона распространяется на владельцев (собственников), учредителей и администрацию организаций (в дальнейшем - работодатели) и лиц, состоящих в трудовых отношениях с организациями (в дальнейшем - работники), включая студентов и учащихся учебных заведений, проходящих производственную или ознакомительную практику, военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях, лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или в организациях, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

Статья 3. Нормативные акты по охране труда и сфера их действия

1. На территории Кемеровской области действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для соблюдения органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производств и труда.
2. Нормативные правовые акты включают:
государственные стандарты системы стандартов безопасности труда; отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда; санитарные правила; санитарные нормы; гигиенические нормативы; санитарные правила и нормы; строительные нормы и правила; правила безопасности; правила устройства и безопасной эксплуатации; межотраслевые и отраслевые инструкции по безопасности и охране труда, в том числе типовые; межотраслевые и отраслевые правила по охране труда; межотраслевые и отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).

Статья 4. Основные положения государственной политики в сфере охраны труда

1. Главным принципом разработки и реализации политики в сфере охраны труда для всех сторон, включая органы управления, надзора, контроля и участников трудовых отношений, является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
2. Реализация названного принципа осуществляется на основе следующих положений:
гарантий прав работников на охрану труда;
обеспечения охраны труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом современных технологий и оборудования;
гарантий прав работников на льготы и компенсации в связи с тяжелыми и вредными условиями труда и на возмещение ущерба, причиненного увечьем или утратой здоровья на производстве;
государственного управления охраной труда;
государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства и нормативных актов по охране труда, норм и правил охраны труда, общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда;
приоритетного финансирования охраны труда, проведения эффективной налоговой и кредитной политики, применения экономических льгот и санкций, способствующих созданию безопасных и здоровых условий труда;
обеспечения взаимодействия и сотрудничества органов управления, государственного надзора, общественного контроля и участников трудовых отношений в реализации и финансировании мероприятий по охране труда;
ответственности за нарушения законодательных и нормативных актов, норм и правил охраны труда.

Статья 5. Участие профсоюзных и общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда

1. Граждане могут объединяться в общественные организации (объединения) для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством об общественных организациях (объединениях).
2. Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, организации оказывают помощь и поддержку профсоюзам и общественным организациям (объединениям) и рассматривают разработанные ими предложения, рекомендации.
3. Профсоюзы, в лице их соответствующих органов, и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
4. Профсоюзы обладают правом законодательной инициативы в области охраны труда в Законодательном собрании Кемеровской области (в областном Совете народных депутатов), участвуют в разработке и согласовании законодательных и иных нормативных правовых актов.

Глава 2. ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА
И ГАРАНТИИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 6. Права работников в сфере охраны труда

1. Работник имеет право:
на условия труда, отвечающие требованиям норм и правил по охране труда, предотвращающие угрозу жизни, травмы, ухудшение состояния здоровья, заболевания или снижение работоспособности;
на информацию от работодателя или государственных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от законодательства по охране труда, нормативных правовых актов, норм и правил охраны труда;
на информацию о состоянии его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров;
на возмещение ущерба, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иной утратой здоровья при исполнении трудовых обязанностей;
на обеспечение системой защитно-компенсационных мероприятий за счет работодателя, включающих рациональные режимы труда, индивидуальные средства защиты, санитарно-технические решения, медицинскую реабилитацию, лечебно-профилактическое питание и другое в тех случаях, когда при современном технико-экономическом уровне невозможно обеспечить условия труда в соответствии с требованиями норм и нормативных актов по гигиене и охране труда;
на соблюдение дифференциации условий труда, норм физических нагрузок, ограничений работы в отдельных профессиях, временного перевода на работу вне контакта с вредными и опасными факторами в связи с полом работника, беременностью и родами с сохранением заработной платы и предоставлением льгот в установленном порядке;
на ознакомление и предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте на всех уровнях управления, инспектирования и расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве;
на проведение инспектирования, экспертизы условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля, в том числе по запросу самого работника;
на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья;
на жалобу и (или) апелляцию при расследовании аварий, профессиональных заболеваний и несчастных случаев или инспекции, а также в случаях нарушения требований безопасности и гигиены труда на рабочем месте по вине работодателя;
на обучение безопасным методам и приемам работы за счет работодателя;
на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия, ликвидации рабочего места вследствие нарушения законодательства об охране труда и (или) технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, а также в случаях потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
на обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а если условия труда не отвечают санитарным нормам и нормативам, то и от инвалидности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
на периодическое медицинское освидетельствование в соответствии с действующими правилами и необходимые лечебно - профилактические мероприятия за счет работодателя либо его правопреемника.

Статья 7. Гарантии осуществления прав работников на охрану труда

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Кемеровской области гарантируют права на охрану труда работников, участвующих в трудовом процессе по договору с работодателем путем использования в полном объеме полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 8. Законодательное обеспечение охраны труда

1. Законодательной базой регулирования отношений в сфере охраны труда на территории Кемеровской области являются соответствующие законы Российской Федерации и Кемеровской области. Для иностранных граждан, работающих на территории Кемеровской области на основе международных договоров и соглашений, регулирование отношений в сфере охраны труда может осуществляться на иной нормативно-правовой базе, если это предусмотрено упомянутыми договорами и соглашениями.
2. Право законодательной инициативы в отношении пересмотра, внесения изменений и дополнений в настоящий Закон принадлежит Законодательному собранию (областному Совету народных депутатов) и Администрации Кемеровской области (Правительству области), органам государственного и ведомственного (отраслевого) управления, контроля и надзора за охраной труда, организациям, политическим партиям, общественным организациям и движениям, объединениям граждан.
3. Вносимые в настоящий Закон изменения и дополнения должны обеспечивать, как правило, более высокую эффективность охраны труда, чем ранее действовавшие нормы. Внесение в Закон изменений и дополнений, снижающих достигнутый уровень охраны труда, не допускается.
4. Во всех случаях на территории Кемеровской области подлежат исполнению те нормы законодательства Российской Федерации или законодательства Кемеровской области, которые более полно обеспечивают права работников на охрану труда.

Статья 9. Нормативное правовое обеспечение охраны труда

1. Запрещается применять на территории Кемеровской области нормативные правовые акты, содержащие несоответствия действующему законодательству об охране труда или введенные в действие с отклонениями от установленного порядка.
2. На территории Кемеровской области действуют:
межотраслевые и отраслевые нормативные правовые акты по охране труда, предназначенные для применения на всей территории Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, включая Кемеровскую область, и введенные в действие уполномоченными на то органами в порядке (согласование, утверждение, государственная регистрация), установленном для федеральных нормативных актов данного вида;
межотраслевые и отраслевые нормативные акты по охране труда, предназначенные к применению исключительно на территории Кемеровской области и введенные в действие уполномоченными на то органами;
стандарты организаций системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для работников, в том числе и на отдельные виды работ, разрабатываемые и утверждаемые в этих организациях.
При этом обязательному согласованию и регистрации в департаменте труда Администрации Кемеровской области (органе по труду Правительства области) подлежат те нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение в двух и более отраслях народного хозяйства Кемеровской области и не носящие персонального характера, которые содержат новые нормы охраны труда, изменяю или дополняют ранее действовавшие нормы или расширяют действие ранее принятых норм охраны труда. Данный порядок согласования и регистрации упомянутого вида нормативных актов распространяется как на постоянные (без ограничения срока действия), так и на временные акты, в том числе вводимые в экспериментальном порядке.
При этом несоответствии нормативных правовых актов этого типа действующим нормативным правовым актам федерального и областного уровней недопустимо.
3. При отсутствии в межотраслевых или отраслевых нормативных правовых актах норм, регламентирующих порядок обеспечения безопасных и безвредных условий труда в каком-либо производстве, работодатель обязан ввести временные нормы по согласованию с уполномоченными на это органами государственного надзора. Одновременно перед органами федерального или областного уровня, в компетенцию которых входит ввод в действие соответствующих межотраслевых и отраслевых нормативных правовых актов, ставится вопрос о внесении изменений или дополнений в эти акты.

Статья 10. Методическое обеспечение охраны труда

Запрещается применять на территории Кемеровской области методические и рекомендательные документы, содержащие отступления от требований законодательства об охране труда, нормативных правовых актов по охране труда, либо введенными в действие не уполномоченными на то органами.

Статья 11. Программы по обеспечению охраны труда

В Кемеровской области осуществляется программно-целевой метод проведения государственной политики в области охраны труда.
1. Администрация Кемеровской области (Правительство области) разрабатывает и обеспечивает выполнение Территориальной программы охраны труда (далее - Территориальная программа), которая включает в себя комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических и иных мероприятий (как правило межотраслевого характера), направленных на обеспечение охраны труда на территории области.
Территориальная программа утверждается Законодательным собранием Кемеровской области (областным Советом народных депутатов) с учетом консультаций с органами государственного надзора и контроля, объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов.
2. В отраслях промышленности с высоким уровнем опасных и вредных факторов производства, перечень которых устанавливается департаментом труда Администрации Кемеровской области (органом по труду Правительства области), разрабатываются и выполняются региональные отраслевые программы охраны труда (далее - Региональные программы).
Региональные программы подлежат обязательному согласованию с департаментом по труду Администрации Кемеровской области (органом по труду Правительства области), органами государственного надзора и контроля, соответствующими территориальными объединениями профессиональных союзов.
3. В организациях работодателями разрабатываются и выполняются комплексные планы (программы) охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Комплексные планы).
Комплексные планы являются неотъемлемой частью коллективных договоров.
4. Программы всех уровней должны содержать перечень конкретных мероприятий, сроки выполнения, ответственных за исполнение, источники и объемы финансирования, в том числе на текущий финансовый год.

Статья 12. Подготовка специалистов по охране труда

1. В Кемеровской области для производств с высоким уровнем потенциальных опасностей в соответствующих учреждениях высшего и среднего профессионального образования, центрах охраны труда, а также в институтах повышения квалификации, аспирантурах докторантурах обеспечивается подготовка специалистов в сфере охраны труда.
2. Вопросы охраны труда включаются в программы обучения на всех уровнях профессиональной подготовки: в начальных, средних и высших образовательных учреждениях и в учреждениях повышения квалификации.

Статья 13. Обеспечение соответствия производственных объектов требованиям охраны труда при их проектировании

1. Проектирование производственных зданий и сооружений должно вестись в строгом соответствии с требованиями стандартов, норм и правил по охране труда.
2. Проекты подлежат обязательной экспертизе на соответствие принятых решений нормам и правилам охраны труда в организациях, имеющих на то соответствующие полномочия (лицензии).

Статья 14. Обеспечение соответствия производственных объектов требованиям охраны труда при их строительстве (реконструкции)

1. Строительство и реконструкция производственных объектов по проектам, не отвечающим требованиям стандартов, норм и правил по охране труда, не допускаются.
2. Ни одно производство, цех, участок не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них к моменту ввода не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.
3. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускается без разрешения уполномоченных на то органов.

Статья 15. Обеспечение соответствия технологий и оборудования требованиям охраны труда при их разработке и выпуске

1. Проекты технологий машин, станков и другого производственного оборудования должны соответствовать требованиям охраны труда.
2. Проекты технологий и оборудования подлежат обязательной экспертизе, а опытные образцы оборудования - государственным испытаниям на их соответствие нормам и требованиям охраны труда.
3. Выпуск средств производства, коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускается.

Статья 16. Обеспечение требований охраны труда на действующих производственных объектах

1. Производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда.
Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных и опасных факторов производства, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с нормами и правилами охраны труда, устройство санитарно - бытовых помещений.
2. Машины, механизмы, технологические линии и другие средства производства не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если они не имеют сертификата (удостоверения) безопасности, выдаваемого в установленном порядке.
3. Номенклатура и количество средств контроля и обеспечения безопасных и безвредных условий труда, средств индивидуальной и коллективной защиты в организации должны соответствовать нормам и перечню соответствующих средств, установленных для организаций данного вида.
4. Действующие организации оформляют сертификаты безопасности и безвредности производств в установленном порядке.
5. В организациях регулярно, но не реже одного раза в 5 лет, должна производиться их государственная классификация (категорирование) в зависимости от состояния факторов производственной опасности и вредности на основе нормативных актов, введенных в действие в установленном порядке.

Статья 17. Дополнительные требования по охране труда в организациях с особо опасными и вредными производствами

1. Особо вредными являются производства, связанные с применением, выпуском или выделением в технологических процессах веществ и излучений, приводящих к возникновению профессиональных заболеваний.
Особо опасными являются производства с применением, выпуском или выделением в технологических процессах легковоспламеняющихся, взрывоопасных и высокотоксичных веществ и материалов, а также с действием других факторов производственной опасности, проявление которых способно вызвать аварии и катастрофы с массовым поражением людей.
Перечни организаций с особо вредными и опасными производствами устанавливаются в соответствии с законодательством и результатами регулярных государственных классификаций (категорирования) в зависимости от состояния факторов производственной опасности и вредности.
2. В организациях с особо вредными и опасными производствами действуют особые требования (уставы) к производственной и технологической дисциплине, обязательные для исполнения всеми работниками, а также лицами, находящимися на территории предприятия.
Ввод в действие (утверждение) названных требований (уставов) производится с соблюдением порядка, изложенного в пункте 2 статьи 9 настоящего Закона.
К работе в организациях с особо опасными и вредными производствами допускаются работники, ознакомленные с названными требованиями (уставами) и добровольно принявшие оформленные в письменном виде обязательства по их соблюдению.
3. Предприятия с повышенной опасностью труда и вредными производствами должны обслуживаться специальными аварийными и спасательными службами в порядке, определяемом отраслевыми правилами безопасности.

Статья 18. Обеспечение требований охраны труда при аварийно - спасательных работах

1. Организация и ведение аварийно-спасательных работ должны отвечать требованиям федеральных законов, действующих уставов, правил и других нормативно-правовых актов, регламентирующих действия спасательных служб при ликвидации аварий и их последствий.
2. Не допускается привлечение к аварийно-спасательным работам неподготовленных лиц, не оснащенных необходимыми техникой, оборудованием, снаряжением, материалами, средствами связи и управления.
3. При производстве аварийно-спасательных работ не должна преступаться грань оправданного риска. В случае технологической невозможности ликвидации аварии руководитель имеет право для реализации в первоочередном порядке мер по спасению людей, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

Статья 19. Обязанности и права работодателя по охране труда

1. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;
сертификацию постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств индивидуальной и коллективной защиты;
организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;
выдачу молока и других равноценных продуктов во вредных условиях труда в соответствии с нормами;
эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников; определение в профессиях с вредными и опасными условиями труда доз вредных факторов, получаемых работающими, в сравнении с допустимыми нормативами;
возмещение вреда, причиненного работникам и их потомству увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей, вследствие воздействия отдельных факторов производственной среды на здоровье как самого работника, так и его потомства;
обеспечение правилами, инструкциями и другой нормативной документацией по охране труда;
обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах, факторах производственной опасности, на которые еще не разработаны гигиенические нормы и нормативы;
своевременное и объективное расследование несчастных случаев на производстве в соответствии с действующими нормативными актами (положениями);
беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в организациях и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;
необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
своевременное предоставление государственным органам надзора, контроля и управления охраной труда необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в организации, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;
обязательное социальное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве, профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда.
2. При обеспечении безопасных и безвредных условий труда работодатель имеет право:
входить с предложением в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандартов или норм по безопасности и гигиене труда;
на информацию от органов управления, надзора и контроля, в том числе при проведении инспекций и расследований несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
на сопровождение официальных лиц при инспектировании и участие в совещаниях в органах управления и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда и незаконные действия работодателя в вопросах охраны труда;
на проведение совещаний и консультаций с органами государственного управления и надзора по завершению инспекции или расследования;
на апелляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления и надзора, в том числе в судебном порядке;
налагать дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения работника (в регламентированных законодательством случаях) за нарушения норм и правил охраны труда;
на временный перевод работника без его согласия в случае приостановки работ в организации (на рабочих местах, производственных участках и т.д.) для предотвращения несчастных случаев из-за выявленных нарушений законодательства об охране труда, требований правил, норм безопасности и гигиены труда с сохранением заработной платы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
на содействие соответствующих органов в сфере обучения и пропаганды безопасных методов и приемов работы.

Статья 20. Обязанности работников в сфере охраны труда

Работник обязан:
соблюдать правила, инструкции, положения и приказы по охране труда, с которыми он ознакомлен, издаваемые работодателями во исполнение настоящего Закона и применяемые к действиям и поведению работника;
приступать к выполнению работ после приведения рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда;
не перемещать, не демонтировать, не разрушать средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте в организации, не предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других лиц;
применять средства коллективной и индивидуальной защиты, содержать их в исправном состоянии;
немедленно извещать своего непосредственного руководителя (бригадира, мастера, начальника участка и др.) о любой ситуации, которая, по его мнению, создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей;
немедленно сообщать о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшем в ходе работы или в связи с ней;
проходить медицинское обследование и тесты, предусмотренные нормативными правовыми актами;
проходить периодическое обучение и проверку знаний об охране труда.

Статья 21. Обеспечение права на охрану труда при приеме на работу

1. Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем - трудовой договор) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
2. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, их уровень по сравнению с действующими нормативами, а также размеры компенсационных доплат, льгот за особые условия труда.
3. Условия договора, ухудшающие положение работника в области охраны труда по сравнению с законодательными и нормативными актами, являются недействительными.

Статья 22. Обучение и аттестация работников по охране труда

1. В Кемеровской области действует система, устанавливающая единый порядок обучения и аттестации по охране труда руководителей, специалистов и рабочих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Положение о системе обучения и аттестации утверждается департаментом труда (органом по труду Правительства области).
2. Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.
3. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью, должны проходить при поступлении на предприятие профессиональный отбор и периодические, на протяжении трудовой деятельности, проверки на профпригодность, предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов.
Профессии и должности, подлежащие профотбору и проверке на профпригодность, а также порядок их проведения, устанавливаются отраслевыми правилами безопасности.
4. Специалисты перед назначением на руководящие должности на опасных и вредных производствах должны пройти обучение и аттестацию на право занятия соответствующей должности.
Обучение производится в отраслевых институтах повышения квалификации, институтах по безопасности или в других образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
5. Руководящие работники, специалисты и рабочие должны проходить периодическую проверку знаний по охране труда в объеме, необходимом для выполнения профессиональных (должностных) обязанностей.
Порядок и сроки проверки знаний устанавливаются в соответствии с типовыми положениями, утвержденными федеральными органами надзора и контроля за охраной труда.
6. Обучение охране труда при поступлении на предприятие и в период трудовой деятельности обеспечивает работодатель.

Статья 23. Медицинские осмотры

1. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организации, а в обусловленных нормативными актами случаях и после завершения трудовой деятельности.
2. Медицинские осмотры работников проводятся за счет средств работодателя и средств обязательного медицинского страхования.
3. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не допускает работника к выполнению им трудовых обязанностей.
4. В соответствии с действующим законодательством органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинское противопоказание для лиц с физическим недостатком или соответствующими отклонениями состояния здоровья. Запрещается привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.

Глава 4. ЛЬГОТЫ, КОМПЕНСАЦИИ И ВОЗМЕЩЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА

Статья 24. Право на льготы и компенсации

Лица, занятые на работах с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда, имеют право на льготы и компенсации, предоставляемые за счет работодателя в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В коллективных договорах (соглашениях) могут предусматриваться дополнительные льготы и компенсации.

Статья 25. Перечень работ с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда

Перечень работ с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Дополнительные перечни таких работ могут быть установлены законодательством Кемеровской области (областным Советом народных депутатов) с учетом консультаций с объединениями работодателей, специализированными организациями, работающими в этой области, профессиональными союзами или иными представительными органами, уполномоченными работниками защищать их права в сфере охраны труда.

Статья 26. Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации

1. Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации в связи с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда, характер и объем таких льгот и компенсаций определяются соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Исключен - Закон Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ.
3. Организация вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Статья 27. О компенсациях в случаях несоответствия условий труда нормам и правилам охраны труда

1. В случае обоснованного отказа работника выполнять работы из-за снижения уровня охраны труда в сравнении с условиями трудового договора (возникновение угрозы жизни и здоровью, необеспеченность необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты) за ним сохраняется рабочее место, должность и средний заработок до приведения рабочего места в соответствие его характеристикам по трудовому договору.
2. На время приостановки работ в организациях (рабочих местах, производственных участках и т.д.) вследствие ухудшения условий труда, нарушений законодательства, требований норм и правил охраны труда за работником сохраняется рабочее место (должность) и средний заработок.
3. При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственного надзора и контроля, работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет организации переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы.
4. В случае закрытия организации вследствие необеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан принять меры по обеспечению работников рабочими местами в других организациях, соответствующими их квалификации, или организовать их переподготовку. На период вынужденного простоя и переподготовки за работником сохраняется заработная плата в соответствии с законодательством.
5. В случае систематического выполнения работ при вредных и опасных условиях труда работодатель обязан вводить рациональные режимы труда, предоставлять работникам лечебно-профилактическое питание, пребывание в санаториях-профилакториях, прохождение периодической медицинской реабилитации.

Статья 28. Ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем

Работодатель обязан возместить вред, причиненный работнику трудовым увечьем, в соответствии с законодательством.
В коллективных договорах (соглашениях) могут устанавливаться более высокие нормы возмещения вреда, чем это предусмотрено законодательством.

Статья 29. О компенсации затрат работников

Работодатель компенсирует пострадавшему на производстве работнику личные расходы на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной реабилитации, если он признан нуждающимся в них соответствующими организациями в пределах их компетенции.

Статья 30. Выплаты в связи со смертью работника из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания

В случае гибели работника на производстве или смерти инвалида вследствие трудового увечья (профессионального заболевания) работодатель обязан выплатить единовременное пособие, возместить вред в связи со смертью кормильца и моральный вред в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Если коллективным договором предусмотрены более высокие нормы возмещения вреда, то работодатель обязан руководствоваться этими нормами.

Статья 31. О возмещении ущерба пострадавшим на производстве в случае реорганизации или ликвидации организации

1. В случае реорганизации или ликвидации организации выплаты сумм в возмещение вреда, предусмотренных законодательством и коллективными договорами, в полном объеме производятся правопреемниками.
2. При отсутствии у ликвидированной организации правопреемника выплаты производятся органом, которому внесены или должны быть внесены капитализованные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда.

Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Статья 32. Компетенция органов власти в сфере охраны труда

1. Законодательное Собрание (областной Совет народных депутатов):
принимает законодательные акты, регулирующие деятельность системы охраны труда в пределах полномочий субъекта Федерации;
по представлению Администрации области (Правительства области) принимает Территориальную программу охраны труда;
утверждает объем финансирования программных мероприятий по охране труда и контролирует использование выделенных финансовых ресурсов;
утверждает бюджет, отчет об исполнении бюджета территориального фонда охраны труда Кемеровской области;
осуществляет контроль за исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы охраны труда.
2. Администрация области (Правительство области):
разрабатывает проекты законодательных актов, регулирующих деятельность системы охраны труда;
разрабатывает Территориальную программу охраны труда, определяет объем ресурсов, необходимых для ее обеспечения, и обеспечивает финансирование;
принимает нормативные правовые акты, предназначенные для регулирования деятельности в сфере охраны труда, в соответствии с действующим законодательством;
создает и регулирует деятельность системы фондов охраны труда на территории Кемеровской области;
предпринимает другие действия, направленные на обеспечение охраны труда в рамках своих полномочий.

Статья 33. Органы управления охраной труда

Управление охраной труда на территории Кемеровской области осуществляют:
департамент труда Администрации Кемеровской области (орган по труду Правительства области);
органы по труду муниципальных образований;
органы (службы) охраны труда производственных объединений, организаций (далее - объединений);
службы охраны труда организаций.

Статья 34. Органы по труду Администрации Кемеровской области (Правительства области) и муниципальных образований

1. Департамент по труду Администрации Кемеровской области (орган по труду Правительства области) является органом управления, который обеспечивает организацию проведения государственной политики в области охраны труда. Ответственность за работу департамента по труду (органа по труду Правительства области) распоряжением Губернатора области возлагается на одного из заместителей Губернатора области.
2. Органы по труду муниципальных образований являются органами управления, которые обеспечивают решение вопросов по охране труда в соответствующих муниципальных организациях.

Статья 35. Основные полномочия департамента по труду Администрации Кемеровской области (органа по труду Правительства области) по вопросам улучшения условий и охраны труда

Департамент (орган по труду Правительства области) разрабатывает и осуществляет на территории области единую государственную политику в сфере охраны труда, координирует, контролирует и организует взаимодействие органов по труду муниципальных образований, органов надзора и контроля, государственной экспертизы условий труда, различных органов хозяйственного управления, объединений работодателей, сотрудничает с профсоюзами и другими общественными организациями в этой сфере;
разрабатывает при участии органов государственного надзора и контроля, работодателей, профессиональных союзов, научно-исследовательских организаций и общественных объединений Территориальную программу охраны труда и организует ее выполнение;
в пределах своих полномочий издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми организациями, действующими на территории Кемеровской области;
разрабатывает и передает для утверждения представительному органу власти Кемеровской области в установленном порядке дополнения к перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда сверх утвержденных федеральным законодательством;
(абзац 3 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
Абзац 4 исключен. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ.
разрабатывает и утверждает в установленном порядке категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы с вредными или опасными условиями труда за счет работодателей и из областного бюджета сверх утвержденных на федеральном уровне;
организует координацию научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских работ в сфере охраны труда;
в пределах своих полномочий организует разработку законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда и передает в установленном порядке представительному органу власти Кемеровской области для принятия (утверждения);
(абзац 6 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
заслушивает отчеты работодателей, администраций, органов местного самоуправления и других должностных лиц по вопросам охраны труда;
организует научно-методическое, информационное и статистическое обеспечение управления охраной труда;
в тех случаях, когда производственная деятельность организаций представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, принимает решение о закрытии этой организации;
организует работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда и выдает сертификаты соответствия;
решает иные вопросы, предусмотренные Положением о полномочиях департамента по труду Администрации Кемеровской области (органа по труду правительства области) по вопросам улучшения условий и охраны труда;

Статья 36. Органы (службы) охраны труда концернов, ассоциаций и других объединений предприятий

Объединения предприятий:
обязаны создавать органы управления охраной труда;
определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей, общественных объединений основные направления деятельности в области охраны труда и реализуют на практике намеченные меры;
осуществляют разработку правил, норм, типовых инструкций и других нормативных актов по охране труда и утверждают их в установленном порядке;
организуют в установленном порядке экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно-бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиене труда;
организуют обеспечение обучения и проверки в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководящими работниками и специалистами предприятий;
осуществляют ведомственный надзор и контроль за состоянием охраны труда в организациях, входящих в состав объединения.

Статья 37. Служба охраны труда организации

1. Служба охраны труда организации создается для организации и координации мероприятий по охране труда, контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда работниками, совершенствованию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
2. Служба охраны труда является отдельным структурным подразделением с непосредственным подчинением работодателю и создается в организации при численности работающих свыше 700 и более человек. Структура и численность службы определяются по межотраслевым федеральным (областным) нормативам.
По решению работодателя или по предписанию органов государственного надзора и контроля служба может быть создана в организациях с числом работающих менее 700 человек.
(п. 2 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
3. Исключен. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ.
4. На предприятиях со среднесписочной численностью работающих до 700 человек функции охраны труда могут выполнять отдельные исполнители.
(п. 4 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)

Статья 38. Права работников служб охраны труда

Специалисты служб охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда, нормы и правила по охране труда. В случаях возникновения непосредственной угрозы здоровью или жизни работников, специалисты служб охраны труда вправе приостановить работы впредь до устранения выявленных нарушений.

Статья 39. Комитет (комиссия) по охране труда

В целях обеспечения сотрудничества по охране труда в организации с численностью работников более 10 человек создается комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей и профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ, НАЛОГОВАЯ И КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 40. Концентрация средств для финансирования мероприятий по охране труда и санкции за их нецелевое использование

Средства для финансирования мероприятий по охране труда выделяются отдельной строкой в бюджетах всех уровней.
Средства для финансирования мероприятий по охране труда (далее - фонды охраны труда) являются строго целевыми и при их использовании не по назначению подлежат полному возмещению и наложению на юридических лиц, допустивших нецелевое использование фондов охраны труда, штрафов в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.

Статья 41. Источники средств для финансирования мероприятий по охране труда

Источниками финансирования мероприятий по охране труда являются:
средства организаций и других хозяйствующих субъектов;
бюджетные ассигнования;
внебюджетные средства, в том числе выделяемые центральными ведомствами (министерствами), межотраслевыми или отраслевыми фондами охраны труда федерального уровня;
средства фондов социального страхования;
поступления от штрафов за нарушение норм и правил охраны труда, за нецелевое использование средств фондов охраны труда;
пожертвования и добровольные взносы организаций, общественных организаций, политических партий и движений, объединений граждан и отдельных граждан;
иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Система фондов охраны труда Кемеровской области

1. В Кемеровской области формируются:
фонды охраны труда предприятий (производственных объединений);
территориальный (областной) фонд охраны труда;
а также могут организовываться региональные (общественные) отраслевые фонды охраны труда";
(п. 1 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
2. Для достижения единых подходов и эффективного использования ресурсов, выделяемых на охрану труда, распорядители этими ресурсами действуют в системе фондов охраны труда Кемеровской области со взаимно увязанными принципами организации, управления, взаимодействия, полномочий, ответственности, контроля и оценки результатов деятельности.
3. Законодательные и иные нормативные правовые акты о системе фондов охраны труда Кемеровской области принимаются (утверждаются) органами государственной власти Кемеровской области в пределах их компетенции.
(п. 3 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
4. Основными задачами системы фондов охраны труда являются:
на уровне области - организация выполнения и финансирование мероприятий Федеральной и Территориальной программ по охране и улучшению условий труда;
на уровне отраслей - организация выполнения и финансирование мероприятий Региональных отраслевых программ по охране труда;
на уровне организаций (объединений) - обеспечение выполнения комплексных планов по охране труда;
на уровне городов и других административно-территориальных образований - обеспечение выполнения местных программ по охране труда.
5. Управление фондами охраны труда может осуществлятся:
на уровне организаций с численностью до 700 работников - непосредственно руководителем организации или уполномоченным им лицом с привлечением комиссии по охране труда;
на уровне организаций с численностью более 700 работников - руководителем организации, осуществляющим свои полномочия по управлению фондом охраны труда через структурное подразделение (которое может иметь отдельный банковский счет и самостоятельный баланс) с привлечением комиссии по охране труда;
(абзац 2 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
на уровне производственных объединений (если организации делегировали объединению соответствующие полномочия) - руководителем объединения, осуществляющим свои полномочия по управлению фондом охраны труда через структурное подразделение, которое может иметь отдельный банковский счет и самостоятельный баланс;
(абзац 3 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
Абзац 4 исключен. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998.
Абзац 5 исключен. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998.
Абзац 6 исключен. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998.
Абзац 7 исключен. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998.
на уровне отраслей - через региональный общественный (отраслевой) фонд охраны труда;
(абзац 8 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
на уровне области - через департамент по труду (орган по труду Правительства области).
(п. 5 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)

Статья 43. Фонд охраны труда организации (объединения предприятий)

1. Средства фонда формируются за счет средств, ежегодно выделяемых организацией на охрану труда в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями, а при отсутствии коллективных договоров или соглашений предприятия могут производить отчисления в размере:
для организаций непроизводственной сферы - не менее 0,5 процента;
для организаций производственной сферы - не менее 2 процентов;
для организаций производственной сферы с особо опасными и вредными производствами - не менее 5 процентов от фонда оплаты труда организации.
(п. 1 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
2. Средства фонда расходуются на мероприятия Комплексного плана, в котором отдельной строкой выделяются средства на поддержку выполнения территориальной программы по охране труда на планируемый год, отчисляемые территориальному фонду охраны труда Кемеровской области.
Названные отчисления слагаются из средств, предусмотренных нормативами законодательства Российской Федерации, и 25 процентов от средств, высвобождаемых вследствие льготного налогообложения средств, направляемых на охрану труда, по всем видам налогов, предусмотренных соответствующими законодательными или нормативно-правовыми актами Кемеровской области.
3. При необходимости сосредоточить усилия на решении вопросов охраны труда, общих для всех или группы организаций объединения, руководство объединения и организации вправе сформировать фонд охраны труда объединения. В этом случае в Комплексном плане организаций должна быть предусмотрена отдельная строка по поддержке мероприятий, проводимых на уровне объединения, средства по которой перечисляются фонду объединения.

Статья 44. Муниципальные фонды охраны труда
Исключена. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ.

Статья 45. Региональные отраслевые фонды охраны труда
(в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)

Региональные общественные отраслевые фонды охраны труда могут учреждаться Администрацией Кемеровской области, областными органами соответствующего отраслевого профсоюза, областными объединениями работодателей или центральными ведомствами в соответствии с действующим законодательством.

Статья 46. Территориальный фонд охраны труда Кемеровской области

1. Территориальный фонд охраны труда учреждается (создается) Администрацией Кемеровской области (Правительством области).
2. Средства фонда формируются за счет средств, выделяемых в бюджете Кемеровской области отдельной строкой, и средств внебюджетных источников, предусмотренных настоящим Законом.
3. В попечительский совет фонда входят представители Администрации Кемеровской области (Правительства области), Законодательного собрания Кемеровской области (областного Совета народных депутатов) и общественных организаций.

Статья 47. Обеспечение экономической заинтересованности организаций и работников в создании здоровых и безопасных условий труда

1. Средства организаций, направляемые на реализацию мероприятий по охране труда непосредственно или через фонды, предусмотренные системой фондов охраны труда Кемеровской области, а также средства упомянутых фондов, при условии их целевого использования, могут подлежать льготному налогообложению в части расчетов с бюджетами по налогам, перечень которых устанавливается законодательными актами.
2. Часть доходов (прибыли) предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, малых предприятий, кооперативов, внедренческих организаций, полученных за счет создания, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной среды, средств и технологий создания безопасных и безвредных условий труда, разработки правовых, нормативных и методических документов по охране труда, проведения испытаний и экспертизы на соответствие требованиям безопасности машин, механизмов, оборудования, приборов и материалов, используемых на производстве, может подлежать льготному налогообложению в части расчетов с бюджетами по налогам, перечень которых устанавливается законодательными и нормативно-правовыми актами.
3. При заключении коллективного договора (соглашения по охране труда) организации вправе устанавливать работникам доплаты или дополнительные льготы за работу без нарушений требований норм, правил и инструкций по охране труда.

Статья 48. Кредитование мероприятий по охране труда

Администрация области (Правительство области), если это предусмотрено в бюджете области, вправе выделять ссуды и выступать гарантами льготных кредитов на:
разработку и организацию производства современных средств охраны труда и техники безопасности на территории Кемеровской области;
комплектование организаций средствами контроля и обеспечение безопасных и безвредных условий труда, средств индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными для предприятий данного типа;
восстановление производства после крупных аварий и катастроф;
укрепление материальной базы образовательных учреждений, занятых в сфере обучения безопасности и охране труда, и организаций, обеспечивающих контрольные испытания и сертификацию продукции в области охраны труда;
совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда.

Глава 7. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 49. Система надзора и контроля

1. Надзор и контроль за соблюдением требований законодательства, нормативных правовых актов, норм и правил охраны труда на территории Кемеровской области осуществляют:
органы государственной власти и органы государственного контроля и надзора (государственный надзор и контроль);
службы охраны труда ведомств, объединений и организаций (ведомственный контроль);
профессиональные союзы или иные общественные организации, уполномоченные (доверенные) лица, уполномоченные работниками защищать их интересы в сфере охраны труда (общественный контроль).
2. Органы надзора и контроля взаимодействуют и координируют свою деятельность.
3. Работодатель обязан обеспечить представителям органов государственного и общественного надзора и контроля необходимые условия для выполнения возложенных на них задач.

Статья 50. Государственный надзор и контроль

1. Государственный контроль за безопасными и благоприятными условиями труда осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
(п. 1 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
2. Надзор за исполнением законодательства в области охраны труда осуществляется органами государственного надзора и контроля, правоохранительными органами Кемеровской области в пределах их компетенции.
(п. 2 в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
3. Должностные лица государственной инспекции труда по Кемеровской области и других органов государственного надзора и контроля наделены полномочиями государственных инспекторов по охране труда. Их решения (предписания), принятые (выданные) в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения. Упомянутые должностные лица имеют право выносить на решение департамента по труду Администрации Кемеровской области (органа по труду Правительства области) вопросы о приостановке или закрытии предприятий за нарушения в сфере охраны труда.
(абзац в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
Должностные лица государственного надзора и контроля (государственные инспектора по охране труда) за свои решения (предписания), приведшие к повышению опасности и вредности соответствующих рабочих мест и производственных объектов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
(абзац в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)
4. Органы государственного надзора и контроля содержатся за счет средств соответствующих бюджетов и не имеют права выполнять возложенные на них функции на основе коммерческих отношений с поднадзорными организациями.
Администрация Кемеровской области (Правительство области) вправе оказывать органам государственного надзора и контроля необходимую финансовую поддержку.

Статья 51. Ведомственный контроль

1. Службы охраны труда министерств (ведомств) контролируют деятельность подведомственных им объединений и организаций в сфере охраны труда в пределах их компетенции и полномочий, предоставленных соответствующими министерствами (ведомствами), и с учетом положений настоящего Закона.
2. Службы охраны труда объединений контролируют деятельность подведомственных им организаций в сфере охраны труда в пределах их компетенции и полномочий, определяемых положением о службе.
3. Службы охраны труда организаций контролируют состояние факторов производственной опасности и вредности в цехах, на участках, на рабочих местах и других производственных объектах данного предприятия, своевременность и полноту выполнения необходимых мер обеспечения безопасности и безвредности должностными лицами упомянутых участков и цехов, отдельными работниками, а также выполняют другие контрольные и иные функции в сфере охраны труда в пределах их компетенции и полномочий, определяемых положением об этой службе.

Статья 52. Общественный контроль

Профессиональные союзы или иные общественные организации, уполномоченные работниками осуществлять контроль за соблюдением их законных прав в сфере охраны труда, вправе создавать в этих целях собственные инспекции.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов или иные, уполномоченные работниками, общественные организации, а там, где их нет, уполномоченные (доверенные) лица имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
приостанавливать работы в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к выполнению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 53. Экономическая ответственность организаций за нарушения требований охраны труда
Исключена. - Закон Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ.

Статья 54. Экономическая ответственность научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих требованиям норм охраны труда

Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства и новые технологии с нарушениями действующих норм и требований охраны труда и внедрившие их в производство, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений. Размер нанесенного заказчику ущерба определяется по согласию сторон, а при возникновении споров - в судебном порядке.

Статья 55. Экономическая ответственность организаций за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям норм охраны труда

1. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственного назначения, не отвечающую требованиям норм охраны труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
2. Организации, рекламирующие средства производства и технологии, а также средства индивидуальной и коллективной защиты, новые вещества и материалы, в том числе приобретенные за границей, не соответствующие установленным государственным требованиям стандартов, правилам и нормам по охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 56. Ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда
(в ред. Закона Кемеровской области от 21.06.1998 № 24-ОЗ)

1. Работодатели и должностные лица, не обеспечивающие здоровые и безопасные условия труда, виновные в нарушении законодательства о труде и законодательства об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами и (или) соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, профсоюзов, привлекаются к административной, уголовной и иной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
2. В порядке административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда должностные лица предприятий, учреждений и организаций могут быть подвергнуты представителями органов государственного надзора и контроля штрафу в размере:
руководителями государственных инспекций - до 100 минимальных зарплат;
государственными инспекторами по охране труда - до 50 минимальных зарплат в соответствии с действующим административным законодательством.

Статья 57. Ответственность работников за нарушение требований по охране труда

1. За нарушение правил охраны труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в установленном законом порядке.
2. Если указанные нарушения работников повлекли за собой тяжелые последствия, а на взрывоопасных производствах могли повлечь гибель людей или иные тяжкие последствия, то они привлекаются к другим видам ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 58. Экономическая ответственность работодателя за ущерб работникам, пострадавшим на производстве

Работодатель несет материальную ответственность за ущерб работникам, пострадавшим на производстве, в соответствии с законодательством и коллективным договором.

Статья 59. Приостановка или прекращение деятельности организации за нарушение требований охраны труда

1. Деятельность организации, в которой установлены особо опасные и вредные условия труда с высокой степенью потенциальной опасности для трудящихся и населения, может быть приостановлена решением органов государственного надзора или прекращена решением департамента по труду Администрации Кемеровской области (органа по труду Правительства области) по представлению органов государственного надзора и контроля.
2. В тех случаях, когда производственная деятельность организации представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, на основании представления главного государственного инспектора по труду Российской Федерации, главного государственного инспектора по труду по Кемеровской области при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации, департамент по труду Администрации области (органа по труду Правительства области) принимает решение о закрытии этой организации.

Статья 60. Использование средств от штрафных санкций за нарушение законодательства по охране труда и невыполнение предписаний

Средства от штрафных санкций перечисляются на текущий счет государственной инспекции по труду по Кемеровской области.
Средства, остающиеся в распоряжении государственной инспекции по труду по Кемеровской области и департамента по труду Администрации Кемеровской области (органа по труду Правительства области), используются на улучшение условий и охраны труда на территории Кемеровской области.

Статья 61. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий областной Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Губернатор
Кемеровской области
А.ТУЛЕЕВ
г. Кемерово
5 ноября 1997 года
№ 36-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru