Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"УСТАВ ТИСУЛЬСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят районным референдумом 31.05.1998)

Официальная публикация в СМИ:
"Новая жизнь", № 14 - 15, 21.02.2006


Утратил силу в связи с принятием новой редакции Устава Тисульского муниципального района КО от 28.06.2005.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования (статья 32 данного документа).



Принят
районным референдумом
31 мая 1998 года

УСТАВ
ТИСУЛЬСКОГО РАЙОНА
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. решений Совета народных депутатов
Тисульского района от 17.11.1998, от 29.11.2000,
от 09.08.2001, от 30.10.2001)

Мы, жители Тисульского района, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, желая закрепить, сохранить и неуклонно развивать духовные, культурные и исторические традиции нашего района, стремясь к совершенствованию организации и устройства районной жизни на принципах демократии и самоуправления, добиваясь большой эффективности в деятельности местных органов власти и должностных лиц, обеспечивая законности их действий, принимаем настоящий Устав - основной правовой акт Тисульского района.

Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТИСУЛЬСКОГО
РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Общие положения

1. Тисульский район, (далее - район) признается муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы районного самоуправления.
2. Районное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения района по решению вопросов местного значения непосредственно, либо через органы местного самоуправления.
3. Вопросы районного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения района, отнесенные к таковым настоящим Уставом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом, Законами Кемеровской области.
4. Правовую основу деятельности районного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, законы Кемеровской области и настоящий Устав.
5. Решение вопросов районного значения осуществляется населением района как непосредственно, так и через органы районного самоуправления.
Непосредственное участие населения в самоуправлении осуществляется через районный референдум, районные выборы, собрания (сходы) граждан, народную правотворческую инициативу, обращения граждан в органы районного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, а также иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
Органами районного самоуправления являются:
а) Совет народных депутатов Тисульского района;
б) Администрация Тисульского района.
Выборным должностным лицом районного самоуправления - Главой районного самоуправления является Глава Тисульского района.

Статья 2. Административно-территориальное устройство района

1. Муниципальное образование - Тисульский район - входит в состав Кемеровской области.
2. Внешние границы района очерчивает административная черта, представляющая собой административную границу Тисульского района.
3. Земли, в пределах границы района, независимо от форм собственности и назначения, составляют территорию Тисульского района.
4. Граница района, состав его территории, порядок установления и изменения этой границы, равно как и границы и состав территорий сельских поселений и иных образований, расположенных в границах района, устанавливаются в соответствии с Законами Кемеровской области.
5. Тисульский район образован Постановлением Сибревкома от 4 сентября 1924 года и входит в состав Кемеровской области Российской Федерации. Административным центром является р. п. Тисуль. День района отмечается в последнее воскресенье июня.
6. В составе территории района, исходя из предложений граждан, могут определяться территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления.
7. В состав муниципального образования - Тисульский район - входят шесть рабочих поселков, в том числе - р. п. Тисуль; р. п. Белогорск; р. п. Берикульский; р. п. Комсомольск; р. п. Макаракский; р. п. Центральный; и 31 сельских населенных пунктов, в том числе - п. Ржавчик; п. Московка; п. Новый Берикуль; п. Гороховка; п. Большой Берчикуль; с. Городок; п. Смычка; д. Большепичугино; с. Большой Барандат; д. Вознесенка, д. Усть-Барандат; д. Дворниково; д. Кайчак; д. Антоново; с. Колба; с. Куликовка; д. Новоивановка; д. Листвянка; д. Серебряково; п. Полуторник; п. Камень Садат; с. Тамбар; п. Кинжир; п. Новогеоргиевка; п. Солдаткино; с. Третьяково; с. Усть-Колба; п. Утинка; д. Кондрашка, п. Б.-Натальевка.

Статья 3. Районная Символика. Почетный житель Тисульского района

Символика Тисульского района устанавливается Советом народных депутатов Тисульского района.
Звание "Почетный житель Тисульского района" присваивается за особые заслуги перед жителями района. Статус и порядок присвоения звания "Почетный житель Тисульского района" определяются Советом народных депутатов Тисульского района.

Статья 4. Предметы ведения Тисульского районного самоуправления

1. В ведении районного самоуправления находятся вопросы местного (районного) значения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы районного самоуправления.
2. К вопросам районного значения относятся:
2.1. принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;
2.2. владение, пользование и распоряжение районной муниципальной собственностью;
2.3. районные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление районных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения;
2.4. комплексное социально-экономическое развитие района;
2.5. содержание и использование районного муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
2.6. организация, содержание и развитие районных муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального обучения;
2.7. организация, содержание и развитие районных муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
2.8. охрана общественного порядка, организация и содержание районных муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
2.9. регулирование планировки и застройки территории района;
2.10. создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
2.11. контроль за использованием земель на территории района:
2.12. регулирование использования водных объектов районного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений районного значения;
2.13. организация, содержание и развитие районных систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
2.14. организация снабжения населения и муниципальных учреждение топливом;
2.15. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог районного значения;
2.16. благоустройство и озеленение территории района;
2.17. организация утилизации и переработки бытовых отходов;
2.18. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
2.19. организация и содержание районного муниципального архива;
2.20. организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
2.21. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
2.22. создание условий для деятельности учреждений культуры в районе, организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры;
2.23. сохранение памятников истории и культуры, находящихся в районной муниципальной собственности;
2.24. организация и содержание районной информационной службы;
2.25. создание условий для деятельности средств массовой информации района;
2.26. создание условий для организации зрелищных мероприятий;
2.27. создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
2.28. обеспечение социальной поддержки и занятости населения;
2.29. участие в охране окружающей среды на территории района;
2.30. обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы.
Район вправе принимать к своему рассмотрение иные вопросы, отнесенные к ведению муниципального образования законами Кемеровской области, а также не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Глава 2. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Статья 5. Формы непосредственной демократии

1. По наиболее важным вопросам местного значения проводится Районный референдум.
Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
- гражданам Российской Федерации, постоянно или
преимущественно проживающие на территории района и имеющим
право на участие в местном референдуме;
- главе Района;
- Совету народных депутатов Тисульского района;
- Совету народных депутатов Кемеровской области;
- Губернатору Кемеровской области;
- Общественным объединениям, зарегистрированным органами юстиции не позднее, чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, и устав которых предусматривает участие в выборах;
2. В районном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории района, достигшие на день проведения референдума 18 лет на основе всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие в референдуме является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях.
4. Граждане, участвующие в местном референдуме, голосуют на референдуме "за" или "против" вынесенного на референдум вопроса непосредственно.
5. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
6. Решение о проведении местного референдума принимается Советом народных депутатов Тисульского района при представлении инициативной группой, образованной гражданами, имеющими право на участие в референдуме, 5% подписей граждан, проживающих на территории Тисульского района и имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума.
7. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
о персональном составе органов местного самоуправления;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов или должностных лиц;
о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, Кемеровской области и другие вопросы, не находящиеся в ведении Тисульского района.
8. Расходы комиссий референдума, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся избирательными комиссиями за счет средств бюджета, выделенных на эти цели из местного бюджета.
9. Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами государственной власти Кемеровской области или местного самоуправления, и действует на территории Района.
10. Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
11. Решение, принятое на местном референдуме регистрируется в представительном органе власти, в порядке, установленном для регистрации нормативно-правовых актов.
12. Порядок проведения местного референдума определяется в Положении о местном референдуме, утвержденном Советом народных депутатов Тисульского района.
13. Жители Тисульского района имеют право на народную правотворческую инициативу в вопросах районного значения.
14. Порядок и процедура сбора подписей под народной правотворческой инициативой регулируется в соответствии с Федеральным Законом "О выборах в органы местного самоуправления".
15. Число подписей, необходимых для внесения народной правотворческой инициативы, должно составлять не менее 1% от числа избирателей, принявших участие в последних по времени местных выборах.
16. Проекты правовых актов по вопросам районного значения, внесенные в органы районного самоуправления жителями района, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании Совета народных депутатов Тисульского района или Коллегии администрации района с участием представителей жителей района, внесших проект, а результаты их рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
17. Для избрания депутатов Совета народных депутатов и Главы Тисульского района проводятся районные выборы.
18. В районных выборах имеют право свободно и непосредственно участвовать все население района, обладающее избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающие на территории района. Граждане участвуют в районных выборах непосредственно и на добровольной основе. Голосование на районных выборах осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением не допускается.
19. Порядок проведения районных выборов определяется Федеральным Законодательством, Законом Кемеровской области.
20. Для решения вопросов местного значения в населенных пунктах Тисульского района могут созываться собрания (сходы) граждан.
21. Собрание (сход) граждан населенного пункта созывается Главой Тисульского района по собственной инициативе, по требованию группы граждан в количестве 1/3 от общей численности граждан соответствующего населенного пункта.
22. В собрании (сходе) граждан имеют право участвовать граждане, постоянно и преимущественно проживающие на соответствующей территории.
23. Собрание (сход) граждан правомочно при условии явки большинства граждан на него не менее 1/3 общего числа граждан, имеющих право участвовать в собрании.
24. К компетенции собраний (сходов) граждан относятся:
избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений о них;
утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
25. Решения собраний (сходов) граждан принимаются простым большинством голосов от числа жителей, принявших участие в собрании (сходе).
26. Территориальное общественное самоуправление - это демократическая форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории населенного пункта (микрорайон, улица) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением.
27. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются решением Совета народных депутатов Тисульского района по предложению инициативной группы жителей соответствующей территории.
28. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления.
29. Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собрании (сходе) граждан при тайном голосовании.
30. Избранными в состав органа территориального общественного самоуправления считаются лица, получившие при голосовании более половины голосов граждан, зарегистрированных на собрании (сходе).
31. Органы территориального общественного самоуправления вправе:
заслушивать, не более двух раз в течение года, информацию Главы Тисульского района, председателя Совета народных депутатов Тисульского района о мерах по социально-экономическому развитию соответствующего населенного пункта, социальной поддержке отдельных слоев населения;
представлять Главе Тисульского района рекомендации по укреплению общественного порядка, благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, созданию предприятий и организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах;
осуществлять меры по воспитанию и трудоустройству молодежи, моральному воздействию на лиц, ведущих антиобщественный образ жизни;
выступать посредниками в возможных конфликтах, спорах отдельных социальных групп населения;
организовывать хозяйственно-финансовую деятельность, не запрещенную законодательством, кооперировать на добровольной основе средства населения для оказания материальной помощи особо нуждающимся;
содержать при необходимости на принципе самофинансирования освобожденных работников органа общественного самоуправления;
участвовать на заседаниях сессий Совета народных депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
32. Жители Тисульского района имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы районного самоуправления и к должностным лицам районного самоуправления.
33. Органы районного самоуправления и должностные лица районного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения граждан в течение одного месяца.
Ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращение граждан в органы районного самоуправления и к должностным лицам устанавливается Федеральным законом, Законом Кемеровской области.
34. Органы районного самоуправления и должностные лица районного самоуправления обязаны обеспечить жителям района возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов районного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Глава 3. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 6. Экономическая основа районного самоуправления

1. Экономическую основу районного самоуправления составляют районная муниципальная собственность, районные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность и средства, служащие удовлетворению потребностей населения Тисульского района.
2. Муниципальная собственность Тисульского района является достоянием населения района и служит источником доходов районного бюджета и удовлетворения потребностей населения района.
3. В состав районной муниципальной собственности входят средства районного бюджета, районные внебюджетные фонды, имущество органов районного самоуправления, а также районные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в районной собственности, районные муниципальные предприятия, организации, районные муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, районный жилищный фонд и нежилые помещения, районные учреждении образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
4. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав районной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Совет народных депутатов Тисульского района, а в случаях, предусмотренных законами Кемеровской области, население района непосредственно.
5. Распоряжение и управление объектами районной собственности осуществляется Администрацией района в соответствии с ее компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом.
6. Порядок распоряжения и управления объектами собственности устанавливается Советом народных депутатов Тисульского района.

Статья 7. Финансовые основы районного самоуправления

1. Финансовые ресурсы района составляют средства бюджета, внебюджетные и валютные фонды района и другие средства, привлекаемые в установленном законом порядке.
2. Тисульский район имеет единый бюджет района, который утверждается Советом народных депутатов Тисульского района в соответствии с бюджетным посланием Главы Тисульского района. Отчет Администрации об исполнении бюджета утверждается Советом народных депутатов Тисульского района. В бюджете района могут быть предусмотрены в качества составной части сметы - расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, но входящих в их состав.
3. В доходы районного бюджета зачисляются местные налоги и сборы отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными Федеральными законами и законами Кемеровской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органами районного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности Администрации района.
4. Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются Советом народных депутатов Тисульского района в соответствии с федеральными законами. Льготы по федеральным и областным налогам, части зачисляемой в районный бюджет, устанавливаются Советом народных депутатов Тисульского района в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
5. Решение об образовании внебюджетных фондов принимается Советом народных депутатов Тисульского района в порядке и на условиях установленных федеральными законами. Отчет об их использовании утверждается Советом народных депутатов Тисульского района.
6. Порядок принятия решения о выпуске Районных займов, ценных бумаг, получении и выдаче кредитов органами районного самоуправления и их условий устанавливается Советом народных депутатов Тисульского района в порядке и на условиях установленных федеральными законами.

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ТИСУЛЬСКОГО РАЙОНА

Статья 8. Совет народных депутатов Тисульского района

1. Совет народных депутатов Тисульского района является выборным, коллегиальным, представительным органом районного самоуправления.
2. Совет народных депутатов Тисульского района состоит из депутатов, преимущественно проживающих на территории района, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
3. Численный состав Совета народных депутатов Тисульского района - 22 депутата. Срок полномочий депутатов - 5 лет.
4. Порядок проведения выборов депутатов Совета народных депутатов Тисульского района устанавливается законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
5. Совет народных депутатов Тисульского района является юридическим лицом, имеет свою печать и штампы.
6. Депутаты Совета народных депутатов Тисульского района осуществляют свои полномочия, на неосвобожденной от основной профессиональной деятельности основе. Полномочия депутата Совета народных депутатов Тисульского района начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Совета народных депутатов Тисульского района нового состава.
7. Основной организационно-правовой формой деятельности Совета народных депутатов Тисульского района являются его сессии, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
8. Совет народных депутатов Тисульского района собирается на первую сессию на 15-й день после избрания не менее 2/3 депутатов от установленного числа. Глава Тисульского района может созвать первую сессию Совета народных депутатов Тисульского района ранее этого срока. Последующие сессии Совета народных депутатов Тисульского района проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
9. Первую сессию Совета народных депутатов Тисульского района открывает старейший по возрасту депутат.
10. С момента начала работы Совета народных депутатов Тисульского района нового состава полномочия Совета народных депутатов Тисульского района прежнего состава прекращаются.
11. Сессии Совета народных депутатов Тисульского района считаются правомочными, если на ней присутствуют не менее 2/3 депутатов от установленного настоящим Уставом числа.
12. Сессии Совета народных депутатов Тисульского района являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом, он вправе проводить закрытые сессии.
13. Совет народных депутатов Тисульского района избирает из своего состава Председателя Совета народных депутатов Тисульского района и утверждает его заместителя.
13.1. Полномочия Председателя Совета народных депутатов Тисульского района:
- организует работу депутатов Совета народных депутатов;
- созывает очередные и внеочередные сессии Совета народных депутатов;
- имеет право подписи решений и постановлений, принятых на сессиях районного Совета народных депутатов;
- представляет Совет народных депутатов как юридическое лицо во всех отношениях с другими органами власти и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы;
- утверждает Положение о районном Совете народных депутатов;
- утверждает штатное расписание служащих районного Совета, принимает и увольняет в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и Законом Кемеровской области "О муниципальной службе";
- подписывает финансово-экономические документы, касающиеся деятельности районного Совета.
14. Председатель Совета народных депутатов Тисульского района и его заместитель ведут и ведают внутренним распорядком Совета народных депутатов Тисульского района.
15. Совет народных депутатов Тисульского района образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения общественные слушания.
16. Совет народных депутатов Тисульского района принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
17. Для осуществления контроля за исполнением районного бюджета Совета народных депутатов Тисульского района образует Контрольный комитет, состав и порядок деятельности которого определяется нормативным правовым актом Совета народных депутатов Тисульского района.
18. Внеочередные сессии созываются по инициативе председателя Совета народных депутатов Тисульского района, Главы Тисульского района или депутатов не менее 1/3 от общего числа избранных депутатов.
19. Совет народных депутатов Тисульского района имеет право отменить единоличное решение председателя Совета народных депутатов Тисульского района.
20. Расходы на содержание Совета народных депутатов Тисульского района по направлениям, в том числе для подготовки и проведения сессии, организации работы депутатов, комиссий и комитетов, привлечения специалистов и иные расходы, связанные с деятельностью Совета народных депутатов Тисульского района, представляют собой смета расходов на содержание Совета народных депутатов Тисульского района.
21. Смета расходов на содержание Совета народных депутатов Тисульского района предусматривается отдельной строкой в бюджете района и утверждается Советом народных депутатов Тисульского района в общем порядке.
22. Полномочия Совета народных депутатов Тисульского района прекращаются досрочно:
а) если Совет народных депутатов Тисульского района более 2/3 голосов от числа избранных депутатов примет решение о самороспуске;
б) роспуска по решению Областного Совета народных депутатов в случае принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Совет народных депутатов Тисульского района не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
23. Выборы в Совет народных депутатов Тисульского района должны быть назначены не позднее, чем через четырнадцать дней со дня досрочного прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее 180 дней и не ранее 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
24. Полномочия депутатов Совета народных депутатов Тисульского района прекращаются досрочно:
а) по личному заявлению;
б) при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;
в) в иных случаях, определенных законодательством.
25. Решение о довыборах либо работе в оставшемся составе принимает Совет народных депутатов Тисульского района в соответствии с Законом Кемеровской области.

Статья 9. Исключительное ведение Совета народных депутатов Тисульского района

В исключительном ведении Совета народных депутатов Тисульского района находятся:
1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения районного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;
2. Утверждение бюджета района и отчета о его исполнении;
3. Дача согласия Главе Тисульского района на назначение первого заместителя Главы Тисульского района;
4. Принятие решений об образовании районных внебюджетных фондов, определение их статуса и целевого назначения;
5. Принятие планов и программ социально-экономического развития района, изменений и дополнений к ним и утверждение отчетов об их исполнении;
6. Установление и отмена местных налогов и сборов в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством;
7. Установление порядка управления и распоряжения районной муниципальной собственностью;
8. определение правил пользования природными ресурсами в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством;
9. Объявление природных и иных объектов районного значения, представляющих собой экологическую или иную ценность, памятниками природы, истории и культуры по согласованию с органами государственной власти, контролируют соблюдение установленных законодательством правил их охраны;
10. Принятие отставки Главы Тисульского района;
11. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Контрольного комитета;
12. Контроль за деятельностью органов районного самоуправления и должностных лиц районного самоуправления в пределах своей компетенции, предусмотренной настоящим Уставом;
13. Назначение выборов Главы Тисульского района и депутатов Совета народных депутатов Тисульского района в соответствии с Законодательством Кемеровской области.
14. Решение иных вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Совета народных депутатов Тисульского района Федеральными Законами и правовыми актами государственных органов Кемеровской области.

Статья 10. Правовые акты Совета народных депутатов Тисульского района

1. Совет народных депутатов Тисульского района по вопросам, отнесенным к его ведению, Федеральными Законами, правовыми актами государственных органов Кемеровской области настоящим Уставом принимает:
2. а) Постановления - акты нормативно-правового характера;
3. б) Решения - акты индивидуально-правового характера.
4. Правовые акты Совета народных депутатов Тисульского района принимаются открытым или тайным голосованием. В случае необходимости депутаты могут принять решение о проведении поименного голосования. Порядок проведения голосования определяется в Регламенте Совета народных депутатов Тисульского района.
5. Правовые акты Совета народных депутатов Тисульского района принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иной порядок принятия решения не предусмотрен законами Кемеровской области, и настоящим Уставом.
6. Решения, принятые Советом народных депутатов Тисульского района вступают в силу с момента их подписания на сессии Совета народных депутатов Тисульского района, если иной срок не оговорен в самом решении.
7. Постановления, принятые Советом народных депутатов Тисульского района, не позднее 5 дней со дня принятия направляются Главе Тисульского района на подписание. Глава Тисульского района в течение 10 дней со дня поступления Постановления, принятого Советом народных депутатов Тисульского района, подписывает и обнародует его, либо, используя право отлагательного вето, отклоняет и возвращает Постановление Совета народных депутатов Тисульского района для повторного рассмотрения. Если в результате повторного рассмотрения Постановления в прежней редакции за него проголосовало не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Глава Тисульского района обязан в течение 10 дней подписать и обнародовать данный правовой акт. Если отлагательное вето Главы Тисульского района не было наложено по мотиву противоречия Постановления действующему законодательству, то после подписания Постановления Совета народных депутатов Тисульского района Глава Тисульского района вправе обжаловать его в судебном порядке.
8. Постановления Совета народных депутатов Тисульского района вступают в силу со дня их опубликования в средствах массовой информации, если иное не установлено законодательством.
9. Правовые акты Совета народных депутатов Тисульского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования (обнародования) для всеобщего сведения.
10. Право правотворческой инициативы в Совете народных депутатов Тисульского района принадлежит депутатам Совета народных депутатов Тисульского района, депутатским комиссиям и комитетам, Главе Тисульского района, органам территориального общественного самоуправления, а также населению района в соответствии со статьей 5 настоящего Устава.
11. Проекты правовых актов Совета народных депутатов Тисульского района, внесенных в установленном порядке, подлежат обязательному включению в повестку дня заседания Совета народных депутатов Тисульского района и рассматриваются с участием инициаторов (представителей) проекта. Проекты правовых актов, внесенные Главой Тисульского района, рассматриваются в первоочередном порядке.
12. Совет народных депутатов Тисульского района вправе проводить открытые слушания по наиболее значимым вопросам районного значения.
13. Открытые слушания осуществляются на сессиях Совета народных депутатов Тисульского района с приглашением специалистов, экспертов, заинтересованных лиц.
14. Не позднее 7 дней до даты открытого слушания в средствах массовой информации публикуется проект обсуждаемого документа или его основные положения, место, где можно ознакомиться с документом, а также дата открытых слушаний.

Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ТИСУЛЬСКОГО РАЙОНА

Статья 11. Исполнительный орган местного самоуправления Тисульского района

1. Глава Тисульского района - выборное должностное лицо возглавляющее деятельность местного самоуправления на территории района, наделенное согласно настоящему Уставу полномочиями на решение вопросов районного значения.
2. Глава Тисульского по всем вопросам своей деятельности подотчетен населению района и Совету народных депутатов Тисульского района. Глава Тисульского района представляет Совету народных депутатов Тисульского района ежегодный отчет о своей деятельности и деятельности Администрации района.
3. Глава Тисульского района представляет район во взаимоотношениях с органами государственной власти и другими муниципальными образованиями, общественностью, с зарубежными партнерами, непосредственно или через органы Администрации района осуществляет общее руководство районными делами, обеспечивает на территории района выполнение федерального законодательства, законодательства Кемеровской области, правовых актов органов районного самоуправления.
4. Глава Тисульского района избирается гражданами, проживающими на территории Тисульского района, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав сроком на пять лет.
5. Порядок выборов Главы Тисульского района определяется законодательством Кемеровской области.
6. Главой Тисульского района может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 год, не признанный судом недееспособным, а также не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
7. При вступлении в должность Глава Тисульского района приносит населению следующую присягу:
8. "Клянусь при осуществлении полномочий Главы Тисульского района уважать и охранять права и свободу человека и гражданина, соблюдать законы Российской Федерации, законы Кемеровской области и Устав Тисульского района".
9. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Совета народных депутатов Тисульского района и представителей общественности.
10. Срок полномочий Главы Тисульского района - 5 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Главы Тисульского района более двух сроков подряд.
11. Полномочия главы Тисульского района начинаются со дня вступления его в должность после официального объявления результатов муниципальных выборов.

Статья 12. Полномочия Главы Тисульского района

1. Глава Тисульского района обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов районного значения, осуществлению контрольных функций, за исключением отнесенных законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом к исключительной компетенции Совета народных депутатов Тисульского района.
2. При осуществлении функций районного самоуправления Глава Тисульского района:
2.1. Обеспечивает выполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и Кемеровской области, нормативных актов органов районного самоуправления.
2.2. Представляет или поручает представление иным лицам интересов района в федеральных и областных органах государственной власти.
2.3. Руководит на основе единоначалия деятельностью Администрации района.
2.4. Назначает по согласованию с Советом народных депутатов Тисульского района первого заместителя Главы Тисульского района.
2.5. Назначает на должность и освобождает от должности заместителей Главы Тисульского района, руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц Администрации района, пользуется правом найма и увольнения специалистов аппарата Администрации района.
2.6. Определяет порядок назначения и освобождения от должности руководителей районных муниципальных предприятий, учреждений, организаций.
2.7. Применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений Администрации района.
2.8. От имени района своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
2.9. Заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
2.10. Распоряжается средствами районного бюджета за исключением средств, предназначенных на содержание районного Совета народных депутатов, внебюджетными фондами, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы.
2.11. Управляет и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом народных депутатов Тисульского района.
2.12. Осуществляет контроль за деятельностью муниципальных органов внутренних дел, пожарной охраной.
2.13. Подписывает и обнародует постановления Совета народных депутатов Тисульского района.
2.14. Организует и осуществляет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан.
2.15. Присутствует на заседаниях Совета народных депутатов Тисульского района с правом совещательного голоса.
2.16. Предлагает вопросы в повестку дня заседания Совета народных депутатов Тисульского района.
2.17. Вносит на рассмотрение Совета народных депутатов Тисульского района проекты нормативно-правовых актов.
2.18. Пользуется правом внеочередного выступления на сессиях Совета народных депутатов: проекты решений принимаются к обсуждению, и рассматриваются в первоочередном порядке.

Статья 13. Правовые акты Главы Тисульского района

1. Глава Тисульского района на основании и в исполнении Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов Кемеровской области, настоящего Устава, нормативно-правовых актов Совета народных депутатов Тисульского района издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Тисульском районе:
а) постановления - правовые акты нормативного характера;
б) распоряжения - правовые акты, не носящие нормативный характер.
2. Правовые акты Главы Тисульского района вступают в силу с момента их подписания, если иное не оговорено в самом акте.

Статья 14. Прекращение полномочий Главы Тисульского района

1. Полномочия Главы Тисульского района прекращаются досрочно в случаях:
отставки по личному заявлению;
утраты гражданства Российской Федерации;
вступления в силу обвинительного приговора суда в его отношении или признания Главы Тисульского района недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в иных случаях, определенных законодательством.
2. Отставка Главы Тисульского района принимается Советом народных депутатов Тисульского района на основании его письменного заявления. При непринятии отставки Главы Тисульского района он исполняет свои обязанности в течение двух недель с момента подачи заявления, после чего он вправе сложить с себя полномочия.
При досрочном прекращении полномочий Главы Тисульского района, а также во всех случаях, когда Глава Тисульского района не в состоянии выполнять свои обязанности или временно отсутствует, их исполняет первый заместитель Главы Тисульского района.
3. Глава Тисульского района прекращает исполнение полномочий с момента вступления в должность вновь избранного Главы Тисульского района.

Глава 6. АДМИНИСТРАЦИЯ ТИСУЛЬСКОГО РАЙОНА

Статья 15.
1. Администрация Тисульского района (далее - Администрация района) является исполнительным органом районного самоуправления.
2. Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Кемеровской области, настоящим Уставом и правовыми актами Совета народных депутатов Тисульского района и Главы Тисульского района.
3. Непосредственное руководство деятельностью Администрации Района осуществляет Глава Тисульского района.
4. Администрация района является юридическим лицом.
5. Администрация района имеет право выступать учредителем предприятий всех форм собственности, а также имеет право учреждать коммерческие и некоммерческие организации в случае и порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 16.
1. В состав Администрации района входят структурные подразделения населенных пунктов Тисульского района: Тисульская поселковая администрация, Белогорская поселковая администрация, Берикульская поселковая администрация, Комсомольская поселковая администрация, Макаракская поселковая администрация, Центральская поселковая администрация, Полуторниковская поселковая администрация, Берчикульская сельская администрация, Дворниковская сельская администрация, Кайчакская сельская администрация, Третьяковская сельская администрация, Куликовская сельская администрация, Колбинская сельская администрация, Листвянская сельская администрация, Серебряковская сельская администрация, Тамбарская сельская администрация, Усть-Колбинская сельская администрация, Утинская сельская администрация, Барандатская сельская администрация.
2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы подразделений Администрации района определяются Положениями о поселковых (сельских) администрациях, утвержденных Главой Тисульского района.
3. Руководители структурных подразделений поселковых (сельских) администраций именуются главами поселковых (сельских) администраций и назначаются Главой Тисульского района в соответствии с Положениями о поселковых (сельских) администрациях путем заключения трудового договора сроком на пять лет.
4. Органы Администрации, в соответствии с Положениями о них, могут являться юридическими лицами.

Статья 17. Положение об Администрации Тисульского района утверждается Советом народных депутатов Тисульского района по представлению Главы Тисульского района.

Статья 18. Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих.

Статья 19. Смета расходов на содержание Администрации района утверждается Советом народных депутатов Тисульского района отдельной строкой в бюджете района в общем порядке.

Статья 20. Администрация района обладает всей полнотой полномочий по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории Района, отнесенных законодательством к компетенции органов районного (местного) самоуправления, за исключением полномочий находящихся в исключительной компетенции Совета народных депутатов Тисульского района.

Статья 21.
1. Руководители структурных подразделений Администрации района в пределах своей компетенции, определенной в положении о соответствующем структурном подразделении, издают приказы и (или) распоряжения.
2. Приказы и (или) распоряжения руководителей структурных подразделений Администрации района могут быть отменены Главой Тисульского района.

Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 22.
1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной.
2. Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном Уставом в соответствии с Федеральными законами, законами Кемеровской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
3. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Статья 23. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом Кемеровской области. Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Кемеровской области утвержден Законом Кемеровской области № 49-ОЗ от 16.10.1998 "О муниципальной службе в Кемеровской области".

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ РАЙОННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, И ЕГО ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 24. Ограничение кем бы то ни было прав районного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, правовыми актами Кемеровской области, настоящим Уставом, запрещается.

Статья 25.
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, в том числе Устав района, правовые акты органов и должностных лиц районного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти и обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Тисульского района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Правовые акты органов и должностных лиц районного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, вышестоящим должностным лицом, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнению решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, правовых актов органов и должностных лиц районного самоуправления влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 26. Граждане, проживающие на территории Тисульского района, органы и должностные лица районного самоуправления в праве предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права районного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 27. Органы и должностные лица районного самоуправления несут ответственность перед населением, государством в соответствии с законом.

Статья 28.
1. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия со стороны населения.
2. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением реализуется в виде права населения района на отзыв, выражение недоверия или досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц районного самоуправления на основании прямого волеизъявления граждан.
3. Порядок досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц районного самоуправления определяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством Кемеровской области.

Статья 29.
1. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Кемеровской области, федеральных законов, законов Кемеровской области, Устава Тисульского района.
2. Органы и должностные лица районного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми ресурсами.
3. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством реализуется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц районного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном Законом порядке.

Глава 10. ГАРАНТИИ ПРАВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫБОРНЫХ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РАЙОННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 31.
1. Статус депутата Совета народных депутатов Тисульского района и Главы Тисульского района и ограничения, связанные с этим статусом, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Кемеровской области.
2. Депутатам Совета народных депутатов Тисульского района и Главе Тисульского района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
3. Срок полномочий депутатов Совета народных депутатов Тисульского района и Главы Тисульского района не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
4. Депутатам и членам Совета народных депутатов Тисульского района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, Главе Тисульского района социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются Законом Кемеровской области.

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 32. Порядок вступления Устава в силу

Устав Тисульского района вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Статья 33. Внесение изменений в Устав

1. Предложения о внесении изменений в Устав могут вносить:
Не менее 1/3 установленного числа депутатов.
2. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав направляются в Совет народных депутатов Тисульского района с обязательным представлением проекта об изменении Устава.
3. Изменения и дополнения, вносимые в Устав, принимаются 2/3 голосов от числа депутатов Совета народных депутатов Тисульского района.
4. Изменения и дополнения, принятые решением Совета народных депутатов Тисульского района, вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru