Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАСПОРЯЖЕНИЕ Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.05.2007 № 515-р
"О СОСТОЯНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА И МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области", № 5, 2007


Вступил в силу с 7 мая 2007 года (пункт 3 данного документа).



КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 мая 2007 г. № 515-р

О СОСТОЯНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА И МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ

В целях обеспечения промышленной безопасности на предприятиях угольной отрасли Кузбасса:
1. Утвердить прилагаемый протокол областного совещания по вопросу "О состоянии промышленной безопасности на предприятиях угольной отрасли Кузбасса и мерах по ее улучшению", состоявшегося в Администрации Кемеровской области 27.03.2007.
2. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
3. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Кемеровской области
А.ТУЛЕЕВ





Утвержден
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 7 мая 2007 г. № 515-р

ПРОТОКОЛ
ОБЛАСТНОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ВОПРОСУ
"О СОСТОЯНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА И МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ"

г. Кемерово 27.03.2007

Председательствовал:

Тулеев - Губернатор Кемеровской области
Аман Гумирович

В работе совещания принимали участие:

Мазикин - первый заместитель Губернатора
Валентин Петрович Кемеровской области

Шатиров - первый заместитель председателя
Сергей Владимирович Комитета Совета Федерации по
промышленной политике

Колесников - главный федеральный инспектор в
Игорь Владиславович Кемеровской области аппарата
полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Сибирском
федеральном округе

Кутьин - заместитель руководителя Федеральной
Николай Георгиевич службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору

Щадов - заместитель руководителя Федерального
Владимир Михайлович агентства по энергетике

Син - генеральный директор ФГУП
Александр Филиппович "Военизированная горноспасательная и
аварийно-спасательная часть"

Халезин - прокурор Кемеровской области,
Александр Павлович государственный советник юстиции
2-го класса

Мохначук - председатель ЦК Росуглепрофсоюза
Иван Иванович

Малахов - руководитель Управления Ростехнадзора
Андрей Николаевич по Кемеровской области

Джигрин - директор по научной работе Института
Анатолий Владимирович горного дела им. А.А.Скочинского

Кауфман - председатель федерации профсоюзных
Юрий Алексеевич организаций Кузбасса

собственники, руководители и представители угольных компаний и
предприятий, научных организаций, начальники горнотехнических
отделов Управления Ростехнадзора по Кемеровской области, командиры
ОВГСО.
Всего в работе совещания приняли участие более 400 человек.

ВЫСТУПИЛИ:

Тулеев А.Г., Мазикин В.П., Малахов А.Н., Халезин А.П.
Щадов В.М., Джигрин А.В., Син А.Ф., Мохначук И.И., Баскаков В.П.

ОТМЕТИЛИ:

Кузбасс - это главный стратегический угольный регион России. В 2006 году здесь добыто 174,3 млн. тонн угля. На долю Кузбасса в российской экономике приходится 56,4 процента его добычи, в том числе 81 процент особо ценных коксующихся марок.
Вместе с ростом объемов производства на предприятиях угольной отрасли наметилась четкая тенденция к ежегодному снижению общего травматизма на 300 - 400 случаев. Общее количество несчастных случаев с 1997 года снизилось на 70 процентов, смертельный травматизм - на 65 процентов, однако полностью исключить гибель людей на производстве пока не удается. Особенно обострилась обстановка в этом году - уже погибли 126 шахтеров, в том числе 110 - в результате аварии на шахте "Ульяновская".
Эта крупнейшая в истории Кузбасса авария выявила ряд серьезных проблем в угольной отрасли, которые требуют решения в Правительстве Российской Федерации и органах законодательной власти.
Сегодня главная проблема, которая требует безотлагательного решения, - это состояние законодательной и нормативно-методической базы обеспечения безопасности ведения горных работ.
За последние 10 лет при подземной добыче угля значительно возросли нагрузки на комплексный механизированный забой. На шахтах России - почти в четыре раза, а в Кузбассе - в четыре - шесть раз. В связи с этим существенно увеличились объемы выделения газа метана и пыли в горные выработки.
Осложняет ситуацию наличие противоречий между требованиями и нормами, регулирующими горные отношения. Многие стандарты не пересматривались более 20 лет. Приостановлена работа по проекту базового нормативного документа, которым должен стать федеральный закон "О техническом регулировании безопасного ведения работ в угольной промышленности".
Необходимы новые нормативные документы, адекватно отвечающие требованиям сегодняшнего дня, среди которых в приоритетном порядке должны вступить в действие: Методические рекомендации о порядке вентиляции угольных шахт и Типовые технологические схемы вскрытия и отработки угольных пластов.
Не менее значимая проблема - обеспеченность шахт квалифицированными рабочими и инженерными кадрами. Сегодня в стране нет систематической и обязательной системы обучения рабочих, руководителей и инженерно-технических работников шахт методам противоаварийной устойчивости. Крайне важно в кратчайшие сроки создать и внедрить такую систему.
Решение кадрового вопроса напрямую связано с проблемой шахтерских пенсий. Подготовленный в Правительстве Российской Федерации проект федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении работников угледобывающих организаций" требует детальной доработки по многим параметрам. Администрация Кемеровской области готова активно участвовать в этой работе, чтобы максимально ускорить принятие и вступление в силу данного закона.
Особую озабоченность вызывает состояние академической и отраслевой наук. Последние 15 - 20 лет финансирование фундаментальных и прикладных исследований в области промышленной безопасности и охраны труда ведется бессистемно и явно в недостаточных объемах. Это привело к подрыву кадрового и материально-технического потенциала научных учреждений России и Кузбасса, занимающихся вопросами безопасности в угольной отрасли. В сложившихся условиях необходимо разработать программу научно-технического сопровождения безопасного ведения горных работ в угольной промышленности.
Одной из основных мер по предупреждению аварий, связанных со взрывами газа метана на шахтах, является дегазация угольных пластов, проведение которой сдерживается на ряде шахт высокозатратными технологиями. Вместе с тем проекты на проведение дегазации угольных пластов с извлечением и последующим использованием газа метана полностью подпадают под критерии Киотского протокола. Государство в этом случае должно максимально содействовать угольщикам в применении механизмов указанного Протокола.
Значимым фактором, определяющим безопасность шахтерского труда, является эффективность государственного надзора, профилактической работы и боеготовности горноспасательных частей (ВГСЧ), где сегодня остро обозначился ряд проблем, требующих решения. Преобразование федеральных органов привело к тому, что ВГСЧ сегодня подчинено Росимуществу, которое не в состоянии как технически, так и нормативно решать проблемы горноспасательного обслуживания угледобывающих организаций и деятельности ФГУП "Военизированная горноспасательная и аварийно-спасательная часть". Кроме того, ФГУП "Военизированная горноспасательная и аварийно-спасательная часть" включено в план приватизации, хотя Указом Президента Российской Федерации от 30.12.92 № 1702 военизированные горноспасательные части не подлежат приватизации.
Срочного решения требует также вопрос увеличения размера заработной платы работникам Ростехнадзора. Уровень знаний у инспекторов Ростехнадзора ничуть не ниже, чем у любого главного инженера шахты, а заработная плата в разы меньше.
Из-за крайне низкой рентабельности угледобычи угольным компаниям не хватает ни собственных, ни заемных ресурсов для осуществления необходимых инвестиций без поддержки государства. Несмотря на то, что за последние годы капиталовложения в угольную отрасль Российской Федерации превысили рекордные 130 млрд. рублей, уровень инвестиций на тонну добычи остается в два - три раза ниже, чем в других угледобывающих странах.
В связи с этим представляется крайне важной целенаправленная политика государства по стимулированию инвестиционного процесса в угольной отрасли, направленного на ее коренную модернизацию и приближение к мировым стандартам безопасности и эффективности. Представляется, что по ключевым мерам в этом направлении могут быть следующие решения:
1. Программа компенсации государством процентных ставок по кредитам, привлекаемым угледобывающими предприятиями на инвестиционные цели, уже показала свою эффективность и действенность. В связи с этим представляется нецелесообразным ее предполагаемое прекращение с 2008 года. Напротив, существует очевидная необходимость в расширении этой программы в сравнении с 500 млн. рублей в настоящее время. Реальную потребность угольных предприятий в компенсации процентных ставок можно оценить в сумму 1,5 - 2 млрд. рублей.
2. Введение дифференцированной специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угледобывающих предприятий в зависимости от расположения региона, метанообильности и склонности пластов к возгоранию также стало бы важным фактором дополнительных инвестиций в угольную отрасль. Решение этого вопроса прямо связано с целями сохранения человеческих жизней и обеспечения энергетической безопасности страны. При этом опыт применения дифференцированной ставки НДПИ в нефтяной отрасли показал успешность такой меры.
Представляется возможной и полная отмена этого налога, ввиду его малой значимости для федерального бюджета. В масштабах страны НДПИ на уголь в совокупности не превышает 6 млрд. рублей в год, и затраты на его сбор и администрирование сопоставимы с размером налога.
3. Введение механизма ускоренной амортизации с коэффициентом 3 для основных фондов предприятий угледобычи, углеобогащения и переработки углей, предприятий угольной энергетики также может стать инициированным государством важным стимулом для как можно более быстрого технического переоснащения и переоборудования угольных предприятий.

РЕШИЛИ:

1. Указать собственникам и руководителям угледобывающих предприятий Кузбасса на неудовлетворительную работу по обеспечению промышленной безопасности.
Считать основным источником возникновения разрушительных аварий со значительным числом пострадавших наличие газа метана в угольных шахтах Кузнецкого бассейна.
2. Поручить первому заместителю Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикину совместно с Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области (А.Н.Малахов) с привлечением заинтересованных федеральных структур, служб Администрации Кемеровской области и руководства угольных компаний:
2.1. Подготовить обращения в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, включающие перечень мер по недопущению аварий на шахтах Кузбасса, связанных со взрывами газа и угольной пыли.
2.2. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением поручить:
2.2.1. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Ростехнадзору совместно с Российской академией наук, национальными научно-исследовательскими организациями по безопасному ведению работ ускорить разработку и представление в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте "О безопасности производственных процессов добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых", а также в период 2007 - 2009 г.г. разработать, согласовать и ввести в действие в установленном порядке необходимый пакет нормативных документов.
2.2.2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Ростехнадзором восстановить существовавшую ранее практику повышения квалификации инженерно-технических работников угольных предприятий с периодичностью не реже одного раза в пять лет и обучения подземных рабочих шахт по специальным программам. Ускорить доработку и представление проекта федерального закона о пенсиях шахтеров в Законодательное собрание Российской Федерации.
2.2.3. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом принять необходимые меры по реформированию и обеспечению нормального функционирования национальных научно-исследовательских организаций по безопасному ведению горных работ, имея в виду НЦ ВостНИИ и РосНИИГД, внеся изменения в Федеральное законодательство Российской Федерации в части гарантированного обязательного финансирования научных исследований.
2.2.4. Министерству природных ресурсов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект постановления "О процедуре утверждения проектов совместного осуществления".
2.2.5. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации вернуться к рассмотрению вопроса об увеличении заработной платы инспекторского состава Ростехнадзора.
2.2.6. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации подготовить предложения Правительству Российской Федерации по формированию специализированного управления по надзору в угольной промышленности в составе Ростехнадзора.
2.2.7. Ведомственно подчинить ФГУП "Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть" Федеральному агентству по энергетике и включить его в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
2.2.8. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации рассмотреть вопросы совершенствования структуры военизированных горноспасательных частей и оказать содействие в решении проблемы стабильного и достаточного финансового обеспечения.
2.2.9. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации предусмотреть в бюджете на 2008 - 2010 годы частичную компенсацию за счет федерального бюджета расходов на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскими угледобывающими компаниями в 2008 - 2010 годах в российских банках на цели инвестиционной деятельности.
2.2.10. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации:
ускорить рассмотрение поступившего в Правительство Российской Федерации от депутатов Федерального Собрания законопроекта о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации по дифференцированной специфической ставке НДПИ для угольной отрасли и поддержать его;
учесть при внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о бюджете на 2008 - 2010 годы необходимость вступления в силу дифференциации НДПИ на уголь или полной отмены этого налога начиная с 01.01.2008;
подготовить и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект нормативного правового акта федерального уровня, устанавливающего возможность применения коэффициента ускоренной амортизации основных фондов угледобывающих предприятий, и проработать вопрос возможности введения льготы по налогу на прибыль для угледобывающих предприятий в части средств, направляемых на финансирование капитальных вложений и инвестиций в обеспечение промышленной безопасности.
2.3. Поручить Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору установить порядок, при котором все проекты на новые очистные и подготовительные забои на сверхкатегорийных шахтах и шахтах, отнесенных к опасным по газодинамическим явлениям в Кузбассе, должны проходить обязательное рассмотрение и согласование в НЦ ВостНИИ, РосНИИГД и ВНИМИ.
2.4. Управлению Ростехнадзора по Кемеровской области совместно с собственниками угольных компаний и предприятий:
до 01.06.2007 провести комплексные проверки всех очистных и подготовительных забоев на шахтах Кузбасса, определив те из них, в которых должны быть проведены мероприятия по дегазации угольных пластов. Обеспечить постоянный и действенный контроль за ходом их выполнения;
до 01.01.2008 организовать проверки геолого-маркшейдерских и других инженерных служб шахт региона с привлечением ведущих отечественных и зарубежных экспертов. Подготовить предложения по улучшению их работы;
до 01.11.2007 подготовить предложения о дальнейшем порядке развития горных работ на шахтах региона с привлечением соответствующих экспертов, уделяя особое внимание специальным методам и способам ведения горных работ, позволяющим предотвратить взрывы газа метана и угольной пыли в угольных шахтах и обеспечить надежное управление кровлей очистных забоев.
2.5. Определить состав областной делегации специалистов для ознакомления с опытом проведения дегазационных работ на лучших зарубежных шахтах. Согласовать сроки выезда специалистов.
3. Поручить первому заместителю Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикину и первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике С.В.Шатирову совместно с заинтересованными субъектами рынка (инвесторами) предусмотреть на условиях софинансирования с Мининформсвязи России разработку положения и пакета документов по учреждению Технопарка по инновационным направлениям добычи, переработки угля, угольной электроэнергетики и промышленной безопасности на угольных шахтах. Считать первоочередной задачей создание на этой базе Кузбасского научно-производственного центра по дегазации угольных пластов, поручив этой организации оказание методической и практической помощи по проведению дегазационных работ в угольных шахтах Кузбасса.
4. Поручить департаменту труда Кемеровской области (Н.И.Сурков) совместно с департаментом образования и науки Кемеровской области (Е.Л.Руднева), автономной некоммерческой организацией "Региональный центр промышленной безопасности" (В.М.Ртищев), Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области (А.Н.Малахов) и рабочей группой координационного совета по развитию угольной промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности в Кемеровской области (В.П.Баскаков):
4.1. До 01.06.2007 разработать и утвердить в установленном порядке Положение о профессиональной подготовке рабочих для угольных шахт и соответствующие программы обучения.
4.2. До 25.12.2007 разработать программу кадрового обеспечения предприятий угольной отрасли Кузбасса.
5. Поручить Сибирскому научно-производственному объединению "Горноспасатель" (В.М.Кондаков) разработать техническую документацию для серийного выпуска:
5.1. До 01.01.2008 изолирующего самоспасателя с временем защитного действия не менее 2 часов.
5.2. До 01.10.2008 респиратора с временем защитного действия не менее 6 часов.
6. Собственникам, руководителям угольных компаний и предприятий в рамках своей компетенции:
6.1. Обеспечить безусловное выполнение предложений государственных комиссий по расследованию крупных аварий последних лет.
6.2. Проводить ежегодное обучение подземных рабочих шахт с отрывом от производства на 3 - 5 дней по специальным программам, согласованным с Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области.
6.3. Восстановить существовавшую ранее практику повышения квалификации инженерно-технических работников угольных предприятий с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
6.4. До 01.07.2007 обеспечить в полном объеме выделение средств на доукомплектование предприятий отрасли приборами и средствами безопасности с учетом необходимого резерва.
6.5. Для проведения экспертиз промышленной безопасности привлекать экспертные организации, аккредитованные Ростехнадзором России.
6.6. В целях реализации пункта 41 Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03) в срок до 01.01.2008 обеспечить повсеместное внедрение на шахтах беспроводной системы обнаружения, позволяющей фиксировать место нахождения человека в горных выработках в реальном времени.
6.7. При составлении паспорта выемочного участка или подготовительной выработки в части разделов вентиляции и дегазации участков привлекать компетентные научные кадры и использовать новые технико-технологические решения по обеспечению параметров нормативной рудничной атмосферы.
6.8. До 01.06.2007 разработать программу повышения уровня знаний инженерно-технического персонала шахт, применяющих дегазацию, и согласовать ее с Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области.
7. Управлению Ростехнадзора по Кемеровской области (А.Н.Малахов) установить контроль за реализацией пункта 6 решений настоящего протокола.
8. Общий контроль за реализацией настоящего протокола возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикина.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru