Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.03.2007 № 2164
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области", № 63, 2007


Вступил в силу с 28 марта 2007 года (пункт 3 данного документа).



СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2007 г. № 2164

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрев представленный депутатом Совета народных депутатов Кемеровской области В.А.Мирошником проект постановления Совета народных депутатов Кемеровской области "Об утверждении Правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области" и руководствуясь статьей 39 Устава Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить Правила по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Ф.В.Константинову - заместителя председателя Совета народных депутатов Кемеровской области.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Заместитель председателя Совета
Ф.В.КОНСТАНТИНОВА





Приложение
к постановлению
Совета народных депутатов
Кемеровской области
от 28 марта 2007 г. № 2164

ПРАВИЛА
ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ
ЗАКОНОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящие Правила по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Кемеровской области "О законодательной деятельности в Кемеровской области" с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению федеральных законопроектов с целью унификации требований к областным законопроектам.
Настоящие Правила рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при осуществлении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законы области, подготовке перечней законов, подлежащих признанию утратившими силу.
Цель настоящих Правил состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использования средств, правил и приемов законодательной техники.

Глава 1. НАИМЕНОВАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

1. Наименование законопроекта отражает его содержание и предмет правового регулирования. Наименование законопроекта должно быть точным, четким и максимально кратким, правильно отражать предмет его правового регулирования.
2. В правом верхнем углу в начале страницы указывается слово "Проект" без кавычек.
Над наименованием законопроекта по центру страницы прописными буквами полужирным шрифтом печатаются слова "КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ", ниже через один межстрочный интервал печатается слово "ЗАКОН".
Наименование законопроекта печатается ниже через один межстрочный интервал с прописной буквы полужирным шрифтом с выравниванием текста по центру страницы. Наименование формулируется с помощью существительного, отвечая на вопрос "о чем?" без указания пространства его действия - "в Кемеровской области". Наименование законопроекта кавычками не выделяется. Точка в конце наименования не ставится.
Ниже наименования через один межстрочный интервал с выравниванием по правому краю страницы печатается гриф принятия закона области: "Принят Советом народных депутатов Кемеровской области".

Примеры:

Проект

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О приватизации государственного имущества
Кемеровской области

Принят Советом народных
депутатов Кемеровской области

или

Проект

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы
"Жилище" на 2006 - 2007 годы

Принят Советом народных
депутатов Кемеровской области

или

Проект

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О местном референдуме

Принят Советом народных
депутатов Кемеровской области

3. Если в наименовании законопроекта необходимо указать другой закон Кемеровской области, то указывается его полное наименование в кавычках без номера и даты.

Пример:

О внесении изменений в Закон Кемеровской области
"О пенсиях Кемеровской области"

4. Если в наименовании законопроекта необходимо указать несколько законов, то они указываются обобщенно по сфере регулируемых общественных отношений с использованием термина "законодательные акты Кемеровской области".

Примеры:

О признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Кемеровской области в сфере лесопользования

или

О внесении изменений в отдельные положения некоторых
законодательных актов Кемеровской области
в сфере образования

5. Текст законопроекта отделяется от грифа принятия закона области двумя межстрочными интервалами.

Глава 2. ПРЕАМБУЛА ЗАКОНОПРОЕКТА

6. Преамбула (введение) - вводная или вступительная часть закона, определяющая цели и задачи принятия закона. В преамбуле также указываются мотивы принятия закона, нормативные правовые акты Российской Федерации и Кемеровской области, на основании, в развитие и во исполнение которых принимается закон.
Проект может не иметь преамбулы, если разъяснение целей и задач принятия законопроекта не требуется.
7. Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не содержит определения понятий;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законы, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием закона;
не формулирует предмет регулирования законопроекта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта.
8. Преамбула должна быть изложена кратко, как правило, не более одного абзаца.
9. Структурные единицы законопроекта (разделы, главы, статьи) не могут иметь преамбулу.

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

10. При подготовке законопроектов должна быть устранена множественность законов, действующих по одним и тем же вопросам, ликвидированы имеющиеся в актах противоречия и неувязки.
11. Разработка законопроектов осуществляется, как правило, на плановой основе.
12. Изложение содержания законопроекта осуществляется с учетом:
конкретности в определении целей, задач и средств их достижения;
обеспечения необходимыми финансовыми средствами;
определения механизмов исполнения;
единообразия и простоты построения однородных логико-стилистических структур.
13. Изложение содержания законопроекта должно быть кратким, обеспечивающим его простоту, понятность и доступность. Положения законопроекта должны быть однозначными, не допускающими возможность их произвольного толкования. Стиль изложения законопроекта должен быть официально-деловым, без применения метафор, аллегорий, устаревших или сленговых терминов и выражений.
14. Законопроект должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы.
Законопроект не должен содержать не применимые или не выполнимые на практике положения (предписания), а также положения (предписания), неисполнение которых не влечет юридических последствий. Не допускается использование слов и выражений, не имеющих юридического содержания и делающих исполнение предписаний невозможным для контроля, например: "усилить", "укрепить", "активизировать", "повысить".
15. В законопроекте должны быть даны определения вводимых технических, научных и специальных терминов, если они не определены действующим законодательством.
Использование в законопроекте новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
Слова и выражения в законопроекте используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и областном законодательстве. Не допускается обозначение в законопроекте разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, а также использование узкоспециальных терминов, не применяемых при построении норм законов.
Термины в законопроекте должны использоваться в том значении, которое придается им в действующем законодательстве.
16. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Статья о вступлении в силу закона располагается в конце законопроекта.
В соответствии со статьей 34 Закона Кемеровской области "О законодательной деятельности в Кемеровской области" закон Кемеровской области вступает в силу на всей территории Кемеровской области одновременно по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если в самом законе не указан иной срок. При этом иной срок вступления закона Кемеровской области в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона области.
Поэтому порядок вступления в силу указывается в законопроекте в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного закона, отличный от определенного статьей 34 Закона Кемеровской области "О законодательной деятельности в Кемеровской области".

Примеры:

Настоящий Закон вступает в силу по истечении четырнадцати дней после дня его официального опубликования.

или

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

или

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

17. Понятие "введение в действие" по отношению к законам не употребляется, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (например законы о наделении отдельными государственными полномочиями).
18. В случае необходимости придания закону обратной силы используется формулировка "и распространяется на правоотношения, возникшие с ...".

Пример:

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2005 года.

Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕКСТА ЗАКОНОПРОЕКТА

19. Даты и календарные сроки в тексте законопроекта указываются только словесно-цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже, без сокращения.

Примеры:

15 сентября 2006 года, с 27 мая 2004 года, в срок до 13 августа 2003 года, за 10 месяцев 2005 года, в первом полугодии 2007 года,

но:

в I квартале 2006 года.

В однозначном числе месяца цифра "ноль" перед цифрой не ставится.

Пример:

до 1 января 2001 года.

20. При написании чисел используются словесный (например: четыре метра, пять листов), цифровой (например: 300, 12500) и словесно-цифровой (например: 50 тысяч, 150 миллионов) способы.
Буквенная форма написания чисел рекомендуется для обозначения однозначных чисел, если они стоят не при денежных единицах и не при единицах измерения (например: за шесть месяцев, но: 9 тонн, 6 рублей). Если однозначные числа стоят в ряду многозначных, для их обозначения используется цифровая форма (например: от 8 до 12 лет).
Словесно-цифровой способ применяется, как правило, для обозначения многозначных целых и дробных чисел в виде сочетания цифр с числительными (тысяча, миллион, миллиард, триллион) или их сокращениями (тыс., млн., млрд., трлн.).

Примеры:

5 тыс. рублей, 112 млн. рублей, 20 млрд. рублей, 5,3 трлн. рублей

Примеры:

12 метров, 16 тонн, 100 рублей,

но:

12 куб. метров, 16 тыс. тонн, 10 тыс. рублей.

При написании сложных существительных и прилагательных, имеющих в своем составе числительные, применяется буквенный или словесно-цифровой способ.

Примеры:

150-летие, 3-дневный, 25-процентный или пятидесятилетие, трехмесячный

Числительные "полтора", "два с половиной" и им подобные рекомендуется обозначать цифрами (например: в 1,5 раза, 2,5 метра).

Проценты рекомендуется обозначать в тексте сочетанием числа в цифровой форме и слова "процент" в соответствующем числе и падеже.

Примеры:

по ставке 5 процентов, на 21 процент.

Обозначения единиц измерения пишутся следующим образом:

Примеры:

12 метров, 4 куб. метра, 16 тонн, 100 рублей,

но:

12 куб. метров, 16 тыс. тонн, 10 тыс. рублей.

Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже единственного числа.

Примеры:

25,4 процента, 8,5 метра, 46,2 кв. метра,

но

28,5 тыс. метров.

Числа в цифровой и буквенно-цифровой формах разделяются пробелами на группы (по три цифры справа налево) начиная с четырехзначных чисел, за исключением случаев, когда они обозначают номер или используются в обозначениях нормативных документов, марках машин и так далее.

Примеры:

2 700 млн. рублей, 16 246 385 тыс. рублей,

но:

№ 13680.

При оформлении дат, сроков, денежных выражений разделение словесных и цифровых выражений или перенос их на другую строку или страницу не допускается.

Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, пишутся с наращением.

Примеры:

В 20-х числах апреля, 80-е годы, на 14-й день.

Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишутся без наращения.

Примеры:

начало XXI века, в ХХ веке, специалист I категории.

Если подряд следуют два порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами и разделенных запятой или соединенных союзом, наращение указывается после каждого числительного, дважды.

Примеры:

5-й, 6-й классы; 9-е или 10-е классы; 60-е и 70-е годы.

При написании подряд нескольких порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, наращение указывается только у последнего числительного.

Примеры:

8 - 10-е классы, за 70 - 80-е годы.

Не требуют наращения такие порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, как номера томов, глав, страниц, приложений, таблиц и другие, если родовое слово предшествует числительному.

Примеры:

в главе 5, на странице 12, в таблице 6, из приложения 8.

Знак номера перед порядковыми числительными, обозначающими номера томов, глав, страниц, приложений, таблиц не ставится.

Римскими цифрами, как правило, обозначают века, кварталы, порядковые номера конференций, конгрессов, международных объединений, ассамблей, спортивных состязаний.

Примеры:

XX век, IV квартал, XII Олимпийские игры.

21. Используемые в тексте аббревиатуры должны быть раскрыты.
Аббревиатуры, читаемые по названиям букв, не склоняются и пишутся прописными буквами.

Примеры:

МВД, ПЭВМ, МГУ.

Аббревиатуры, читаемые по звукам, склоняются, если они оканчиваются на согласную букву (исключение: ООН) и пишутся:
1) прописными буквами, если образованы от имен собственных;

Примеры:

из МИДа, на БАМе

2) строчными буквами, если образованы от имен нарицательных (за исключением случаев закрепившегося написания прописными буквами аббревиатур ГЭС, ТЭЦ, СМИ, РЭУ и некоторых других).

Примеры:

вуз, нэп, орс (из вуза, при нэпе, орсу).

Аббревиатуры, читаемые по звукам, не склоняются, если они оканчиваются на гласную.

Примеры:

МАГАТЭ, НАСА, роно.

22. Для удобства изложения последующего текста законопроекта могут применяться сокращения (названия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, правовых актов и т.п.), о чем указывается непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания. При этом сокращенное словосочетание указывается в именительном падеже с прописной буквы.

Пример:

региональная целевая программа (далее - Программа)

В иных случаях сокращения указываются в именительном падеже со строчной буквы.

Пример:

инвалиды боевых действий (далее - инвалиды).

В написании имен, географических названий, терминов, должностей, учреждений, единиц измерений и так далее должно соблюдаться единообразие принципов и форм сокращения.
23. В тексте законопроекта, за исключением формул, таблиц, не допускается применять математический знак "-" перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус"); применять без числовых значений математические знаки, например: ">" (больше), "<" (меньше), "=" (равно), "+" (плюс), и их сочетания, а также знак "%" (проценты).
Знаки N, % и другие при нескольких числах (когда они обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваиваются и ставятся только один раз.

Примеры:

бюллетени № 5 и 89; № 5, 6, 7; от 50 до 60%; 50, 60 и 70%.

Глава 5. ДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА НА СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ

24. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, совершенствует его построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законов по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
25. Раздел законопроекта:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Раздел и наименование раздела печатаются полужирным шрифтом.

Пример:

РАЗДЕЛ III
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

26. Глава законопроекта:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом и отделяется от наименования раздела одним межстрочным интервалом.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

РАЗДЕЛ III
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Глава 2. Государственное и муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством

27. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом и отделяется от наименования главы, как правило, одним межстрочным интервалом.
Статья, как правило, имеет наименование.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Текст статьи, как правило, отделяется от ее наименования (обозначения) одним межстрочным интервалом.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом, при этом текст статьи располагается на следующей строке с абзацным отступом.
Статьи отделяются друг от друга одним межстрочным интервалом.
Статья подразделяется на пункты.
Статья может не подразделяться на пункты, если ее содержание умещается в один абзац или все абзацы статьи могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение. При этом если количество абзацев, которые могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение, более десяти, то такие абзацы излагаются в виде подпунктов с соответствующей нумерацией.
Пункты статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Пункты статей подразделяются на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами со скобкой справа без точки.

Примеры:

Статья 23. Фонд муниципального развития

1. ____________. (пункт 1 статьи 23)
2. ____________: (пункт 2 статьи 23)
1) ____________; (подпункт 1 пункта 2 статьи 23)
2) ____________. (подпункт 2 пункта 2 статьи 23)

или

Статья 9
1. ____________. (пункт 1 статьи 9)
2. ____________: (пункт 2 статьи 9)
1) ____________; (подпункт 1 пункта 2 статьи 9)
2) ____________. (подпункт 2 пункта 2 статьи 9)

В исключительных случаях пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление статьи одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов одной статьи либо разных статей одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

Статья 3. Порядок составления и представления проекта областного бюджета

1. Коллегия Администрации Кемеровской области осуществляет координацию работы по составлению проекта областного бюджета, которая начинается не позднее чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года. (пункт 1)
2. Составление проекта областного бюджета осуществляет главное финансовое управление Кемеровской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным и областным законодательством и настоящим Законом. (пункт 2)
3. В целях составления проекта областного бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: (абзац первый пункта 3)
1) прогноз социально-экономического развития Кемеровской области на очередной финансовый год; (подпункт 1 пункта 3)
2) основные направления бюджетной и налоговой политики Кемеровской области на очередной финансовый год; (подпункт 2 пункта 3)
3) прогноз сводного финансового баланса Кемеровской области. (подпункт 3 пункта 3)

или

Статья 4. Состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона об областном бюджете

1. В проекте закона об областном бюджете должны содержаться основные характеристики областного бюджета: (абзац первый пункта 1)
общий объем доходов областного бюджета; (абзац второй пункта 1)
общий объем расходов областного бюджета; (абзац третий пункта 1)
дефицит (профицит) областного бюджета. (абзац четвертый пункта 1)

28. В случае если статья состоит из одного пункта, то он не нумеруется. Если же подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следует нумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать подпунктами.

Пример:

Статья 2. Категории граждан, имеющих право на получение компенсаций

Право на компенсации имеют следующие категории граждан: (абзац первый статьи 2)
1) один из родителей (усыновителей, опекунов) ребенка в возрасте до 6 лет работника, погибшего (умершего) в результате несчастного случая на производстве в угледобывающих предприятиях; (подпункт 1 статьи 2)
2) один из родителей (усыновителей, опекунов) ребенка в возрасте до 6 лет сотрудника (работника) правоохранительного и иного государственного органа, погибшего (умершего) в связи с исполнением служебных обязанностей; (подпункт 2 статьи 2)
3) один из родителей (усыновителей, опекунов) ребенка в возрасте до 3 лет из малоимущей семьи. (подпункт 3 статьи 2)

29. Законопроекты о внесении изменений в один или несколько законов, а также законопроекты, содержащие перечни законов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на подпункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Подпункты могут делиться на абзацы, не имеющие обозначений.

Примеры:

Статья 1
Внести в Закон Кемеровской области от _____ № __ "Об ________"
(Кузбасс, 2006, 12 марта) следующие изменения:
1) ____________; (подпункт 1)
2) ____________: (абзац первый подпункта 2)
____________; (абзац второй подпункта 2)
____________; (абзац третий подпункта 2)
____________. (абзац четвертый подпункта 2)

или

Статья 1
Внести в Закон Кемеровской области от _____________ № ____ "Об
___________" (Кузбасс, 2005, 3 февраля) следующие изменения:
____________; (абзац второй)
____________. (абзац третий)

или

Статья 1
Признать утратившими силу:
1) ____________; (подпункт 1)
2) ____________; (подпункт 2)
3) ____________. (подпункт 3)

или

Статья 1
Признать утратившими силу:
____________; (абзац второй)
____________. (абзац третий)

30. Нумерация структурных единиц законопроекта (статей, глав, разделов) должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу, исключении структурных единиц закона.
Недопустимо изменять нумерацию пунктов и подпунктов статей закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу и исключении структурных единиц статьи закона.
Если дополнения вносятся в последние статьи закона, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4).
Вновь включаемым в текст Закона области структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого обозначения (например, глава 5-1, статья 7-1, пункт 3-1, подпункт 1-1).

Пример:

Статья 2
Внести в Закон Кемеровской области от _____________ № ________ "Об ________________________" (Кузбасс, 2006, 15 июня) следующие изменения:
1) дополнить статьей 15-1 следующего содержания:
"Статья 15-1 ____________
1. ____________.
2. ____________.";
2) в статье 16:
пункт 3 дополнить подпунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1) ____________;";
пункт 4 дополнить подпунктом 1-2 следующего содержания:
"1-2) ____________;".

31. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Примечания, сноски в тексте законопроекта могут использоваться, как правило, в приложениях и только в случае, когда содержание примечания, сноски невозможно изложить в пункте, подпункте, абзаце и т.д. законопроекта.
Примечания располагаются в конце приложения и обозначаются словом "Примечание". При наличии нескольких примечаний они нумеруются арабскими цифрами.
Знак сноски указывается звездочкой или арабской цифрой. Сноска располагается в конце листа и отделяется от текста горизонтальной линией слева. Сноска к положениям, изложенным в таблице, располагается после таблицы.
32. В конце законопроекта, как правило, на расстоянии двух межстрочных интервалов от последней строки текста указывается полное наименование должности, а также инициалы и фамилия лица, уполномоченного подписать закон.
Наименование должности, инициалы и фамилия Губернатора Кемеровской области печатаются в две строки: слова "Губернатор" и "Кемеровской области" - у границы левого поля листа, инициалы и фамилия - у границы правого поля листа. При этом слово "Губернатор" печатается с абзацным отступом. Ниже, как правило, на расстоянии двух межстрочных интервалов у границы левого поля листа печатаются слова "г. Кемерово".

Пример:

Губернатор
Кемеровской области А.М.Тулеев

г. Кемерово

33. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода программы, регламенты, правила, перечни, таблицы, графики, карты, образцы документов и т.д.
Юридическая сила приложений и закона, к которому они относятся, одинакова.
34. В проекте должны быть ссылки на приложения, как правило, при помощи слов "согласно приложению к настоящему Закону", "(приложение 1 к настоящему Закону)".

Примеры:

Статья 1
Утвердить краткосрочную региональную целевую Программу "Энергосбережение на территории Кемеровской области" на 2006 год согласно приложению к настоящему Закону.

или

Утвердить Положение о ______ (приложение 1 к настоящему Закону).

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы с указанием на наименование закона.

Примеры:

Приложение
к Закону Кемеровской области
"_________________________"
или

Приложение 2
к Закону Кемеровской области
"_________________________"

Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак № также не указывается.

Пример:

согласно приложению 4 к настоящему Закону

35. Приложения к законопроекту должны иметь наименования, включающие указание на вид документа (положение, порядок, правила, перечень, реестр, схема, план, график, мероприятия программы и т.п.).
Наименование приложения располагается по центру страницы прописными буквами полужирным шрифтом и отделяется от обозначения приложения двумя межстрочными интервалами.
Расстояние от наименования до текста приложения должно быть два межстрочных интервала.
Документы, утверждаемые законами, также могут иметь приложения.

Пример:

Приложение 1
к Закону Кемеровской области
"О выборах в Совет народных
депутатов Кемеровской области"

СВЕДЕНИЯ О РАЗМЕРЕ И ОБ ИСТОЧНИКАХ ДОХОДОВ, ИМУЩЕСТВЕ,
ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ КАНДИДАТУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, О
ВКЛАДАХ В БАНКАХ, ЦЕННЫХ БУМАГАХ

36. Если в тексте законопроекта или в приложении имеются таблицы, то тематический заголовок оформляется следующим образом:

Пример:

ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования, поставляемого школам
в 2007 году

заголовки граф

   ------------------T-------------T------------T-------------------¬

¦ Наименование ¦ Единица ¦ Количество ¦ В том числе ¦
¦ оборудования ¦ измерения ¦ - всего +---------T---------+
¦ ¦ ¦ ¦ первое ¦ второе ¦
¦ ¦ ¦ ¦полугодие¦полугодие¦
+-----------------+-------------+------------+---------+---------+
¦ 1-я ¦ 2-я ¦ 3-я ¦ 4-я ¦ 5-я ¦
¦ графа (боковик) ¦ графа ¦ графа ¦ графа ¦ графа ¦
L-----------------+-------------+------------+---------+----------


Заголовки граф следует писать в именительном падеже единственного числа. Сокращение слов в заголовках граф не допускается. Заголовки указываются, как правило, с прописной буквы. Знаки препинания в конце заголовка не ставятся.
В одноярусной "шапке" таблицы все заголовки граф пишутся с прописной буквы.

Пример:

   -------------------T-----------T----------------T----------------¬

¦ Наименование ¦ Единица ¦2007 год - всего¦В том числе¦
¦ продукции ¦ измерения ¦ ¦первое полугодие¦
¦ ¦ (штук) ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+----------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L------------------+-----------+----------------+-----------------


В двух- или многоярусной "шапке" таблицы заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы, а заголовки второго, третьего и т.д. ярусов пишутся со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовку верхнего яруса графы.

Пример:

   ---------------T-------------------------------------------------¬

¦ Наименование ¦ Объем капитальных вложений (млн. руб) ¦
¦ объекта +------------T------------T----------T------------+
¦ ¦2007 год - ¦в том числе ¦2008 год -¦в том числе ¦
¦ ¦ всего ¦ объем ¦ всего ¦ объем ¦
¦ ¦ ¦строительно-¦ ¦строительно-¦
¦ ¦ ¦ монтажных ¦ ¦ монтажных ¦
¦ ¦ ¦ работ ¦ ¦ работ ¦
+--------------+------------+------------+----------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L--------------+------------+------------+----------+-------------


Заголовки второго, третьего и т.д. ярусов графы пишутся с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы.

Пример:

   ---------------T-------------------------------------------------¬

¦ Наименование ¦ Исполнитель и срок выполнения работ ¦
¦автоматических+--------------------------T----------------------+
¦манипуляторов ¦ Разработка технической ¦ Производство первой ¦
¦ ¦ документации ¦ промышленной серии ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------------------+----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
L--------------+--------------------------+-----------------------


Если таблицу печатают более чем на двух страницах, цифровое обозначение граф обязательно и повторяется вверху на каждой странице.
В боковике таблицы текст каждой позиции должен начинаться с прописной буквы. Знаки препинания ставятся только внутри предложения.
В боковике после слов "Итого", "Всего" двоеточие не ставится.
Цифровые величины при перечислении (если есть дробные числа) разделяются точкой с запятой (1,2; 5,1; 6,3).
В графах текст следует писать со строчной буквы, за исключением имен собственных.
Наименование единиц измерения следует писать в родительном падеже множественного числа, в скобках.
Наименования последующих граф и строк грамматически должны быть согласованы с основным наименованием.
В таблице ссылка на сноску может быть обозначена звездочкой или цифрой. Сноски могут быть даны как на каждой странице, где есть ссылка на сноску, так и в конце таблицы. После знака сноски текст сноски начинается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.
Примечание дается в конце приложения. Если есть сноски, то примечание дается после сносок.
Числа, одно-, двух- или многострочные текстовые элементы в графах равняются по первой (верхней) строке боковика.

Пример:

   ----T---------------------------------T--------------T-----------¬

¦ № ¦ Наименование ¦ Объем ¦Исполнители¦
¦п/п¦ мероприятия ¦финансирования¦ ¦
¦ ¦ ¦(тыс. руб) ¦ ¦
+---+---------------------------------+--------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+---------------------------------+--------------+-----------+
¦ 1 ¦Проведение мероприятий, ¦ 3,3 * ¦ ¦
¦ ¦направленных на профилактику ¦ ¦ ¦
¦ ¦детской преступности - всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦
¦ ¦телепередачи о семейных традициях¦ 1,3 ¦департамент¦
¦ ¦ ¦ ¦культуры ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦радиопередачи ¦ 1,0 ¦департамент¦
¦ ¦ ¦ ¦образования¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выступление в печати ¦ 1,0 ¦Кузбасское ¦
¦ ¦ ¦ ¦УВД на ¦
¦ ¦ ¦ ¦транспорте ¦
+---+---------------------------------+--------------+-----------+
¦ 2 ¦Организация отдыха в палаточном ¦ 5,7 ¦департамент¦
¦ ¦летнем лагере "Остров выживания" ¦ ¦молодежной ¦
¦ ¦ ¦ ¦политики ¦
+---+---------------------------------+--------------+-----------+
¦ ¦Итого ¦ 9,0 ¦ ¦
L---+---------------------------------+--------------+------------


   --------------------------------

* Мероприятия, направленные на улучшение положения семьи.

Примечание. 1. Объем средств может быть уточнен.
2. Сроки проведения мероприятий по отдельному
графику.

Таблица может быть расположена вдоль длинной стороны листа (альбомное расположение листа).

Глава 6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

37. Законопроекты и прилагаемые к ним в соответствии с Законом Кемеровской области "О законодательной деятельности в Кемеровской области" документы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 года № 65-ст.
Текст печатается отчетливо черной краской с применением компьютерной техники с использованием текстового редактора Word for Wi№ dows версии 6.0 и выше, а при оформлении в тексте проекта таблиц допускается использование редактора электронных таблиц Excel, шрифт "Times New Roma№ Cyr" размером 14. В исключительных случаях минимальный размер шрифта таблиц может быть уменьшен, но не менее чем до 8.
38. Законопроекты (в том числе приложения к ним) должны иметь нумерацию страниц. Номер страницы располагается в верхнем правом углу или вверху по центру страницы. Номер на первой странице не ставится. Страницы законопроекта и приложений к нему должны иметь сквозную нумерацию.
39. Проект не должен содержать исправлений, пометок и пятен. Текст должен быть отпечатан отчетливо и ровно.
Каждый лист документа должен иметь поля не менее:
левое - 30 мм;
правое - 10 мм;
верхнее - 20 мм;
нижнее - 20 мм.

Глава 7. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК

40. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законы Кемеровской области и иные законодательные акты применяются только в исключительном случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
41. Ссылки можно делать только на вступившие в силу законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты, а также на законопроекты недопустимы.
42. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на закон области или иной законодательный акт указываются: вид законодательного акта и его наименование (при необходимости указывается также структурная единица). Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.

Примеры:

регулируются Законом Кемеровской области "О местном референдуме"

или

в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

43. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:

Пример:

в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В тексте областных законопроектов слова "далее - Закон" включаются только в тех случаях, когда это позволяет сократить дальнейший текст и не "утяжеляет" законопроект.

44. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.

Пример:

в соответствии с Законом Кемеровской области "О пенсиях Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области от 18 ноября 2004 года № 76-ОЗ)

45. Ссылки на Конституцию Российской Федерации, Устав Кемеровской области оформляются следующим образом:

Примеры:

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
в соответствии с частью 2 статьи 39 Устава Кемеровской области

46. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.

Примеры:

регулируются Земельным кодексом Российской Федерации
в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации
в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации

47. При ссылках на конкретную главу и статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.

Примеры:

регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации
в порядке, установленном статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации
в соответствии с главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации

48. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).

Пример:

регулируются подпунктом 2 пункта 4 статьи 10 Закона Кемеровской области "________".

49. Обозначения разделов печатаются римскими цифрами. Обозначения глав, статей, пунктов и подпунктов печатаются арабскими цифрами.

Примеры:

подпункт 1 - 2 пункта 2 статьи 5
подпункт 3 пункта 1 статьи 5
глава 5
разделы III и IV

50. Обозначения абзацев и предложений при ссылках на них указываются словами.

Примеры:

абзац второй пункта 1 статьи 1
в соответствии с первым предложением абзаца первого пункта 1 статьи 1

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Пример:

Статья 33. Вопросы референдума

1. ____________: (абзац первый пункта 1)
____________; (абзац второй пункта 1)
____________. (абзац третий пункта 1)
2. ____________. (пункт 2)

51. Ссылки на структурные единицы внутри одного и того же закона оформляются при помощи слова "настоящий".

Примеры:

содержащиеся в главе 3 настоящего Закона
в связи с положениями настоящей главы
в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи
регулируется подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона

52. Ссылки в законах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе Кемеровской области на конкретное решение городского Совета).
53. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

Глава 8. ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОПУБЛИКОВАНИЯ

54. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Кемеровской области "О законодательной деятельности в Кемеровской области" официальным опубликованием закона области признается первая публикация его полного текста в газете "Кузбасс", Законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области.
55. Если в закон вносятся изменения или закон признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его официального опубликования.

Пример:

(Кузбасс, 2004, 25 февраля)

56. Номер Законодательного вестника Совета народных депутатов Кемеровской области может быть издан в двух частях, например: Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2003, № 4, части I и II.
В этом случае при указании официального опубликования закона часть Законодательного вестника Совета народных депутатов Кемеровской области не указывается, а указываются только год и номер.

Пример:

(Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2003, № 4).

57. При опубликовании текста закона, имеющего большой объем, в нескольких номерах газеты в качестве официального источника опубликования указываются даты всех номеров газет, в которых был опубликован текст закона.

Пример:

(Кузбасс, 1999, 27 декабря, 28 декабря)

58. При внесении изменения в закон указываются:
источник официального опубликования закона;
источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.
59. Изложение закона Кемеровской области в новой редакции делает ненужным указание источников официального опубликования изменений, внесенных ранее в эту структурную единицу.

Пример:

Закон Кемеровской области "О пенсиях Кемеровской области" был подписан Губернатором Кемеровской области 14.01.99. Законом Кемеровской области от 18.11.2004 № 76-ОЗ данный закон был изложен в новой редакции. В 2005 году уже в новую редакцию Закона вносились изменения. При очередном внесении изменений в данный Закон в 2006 году будут указываться следующие источники опубликования: источник первого официального опубликования законодательного акта в 1999 году, источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции в 2004 году, далее - источники официального опубликования всех последующих изменений в данный законодательный акт.
Иными словами, указание на источник официального опубликования новой редакции законодательного акта как бы поглощает все предыдущие опубликования, за исключением первого опубликования законодательного акта.
60. При внесении изменений в закон, признанный утратившим силу с даты, которая еще не наступила, наряду со всеми установленными источниками опубликования указывается также официальный источник опубликования закона, признавшего данный закон утратившим силу.
61. При приостановлении действия закона полностью или его структурных единиц указываются:
источник официального опубликования закона;
источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.
62. При признании закона утратившим силу отдельными позициями указываются:
источник официального опубликования закона;
источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.

Пример:

Статья 1
Признать утратившими силу:
1) Закон Кемеровской области от 27.06.95 № 8-ОЗ "О дорожном фонде Кемеровской области" (Кузбасс, 1995, 30 июня);
2) Закон Кемеровской области от 27.06.2000 № 30-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 27.06.95 № 8-ОЗ "О дорожном фонде Кемеровской области" (Кузбасс, 2000, 7 июля);
3) Закон Кемеровской области от 23.06.2003 № 32-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 27.06.95 № 8-ОЗ "О дорожном фонде Кемеровской области" (Кузбасс, 2003, 4 июля).

Глава 9. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНЫ ОБЛАСТИ

63. Для приведения законов Кемеровской области в соответствие с вновь принятым федеральным законом или законом Кемеровской области, устранения множественности или неопределенности правовых норм по одним и тем же вопросам, в связи с объективной необходимостью изменения правовых норм готовятся предложения о приведении областного законодательства в соответствие с вновь принимаемым законом путем внесения изменений в законы области.
64. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
признание утратившими силу структурных единиц закона;
новая редакция структурной единицы закона;
дополнение структурной единицы статьи закона новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами закона;
исключение структурных единиц не вступившего в силу закона;
исключение не вступивших в силу структурных единиц закона.
65. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Совета народных депутатов Кемеровской области следует вносить самостоятельные законопроекты о законах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законы или их структурные единицы, допускается в исключительных случаях.
66. Внесение изменений в несколько законов оформляется самостоятельным законом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый закон, оформляются самостоятельными статьями.

Пример:

О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Кемеровской области по предоставлению отдельным категориям
граждан мер социальной поддержки по
оплате услуг местной телефонной связи

Принят Советом народных
депутатов Кемеровской области

Статья 1
Внести в Закон Кемеровской области от 27.01.2005 № 15-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" (Кузбасс, 2005, 28 января; 25 февраля; 17 июня; 16 декабря) следующие изменения:
1) ___________;
2) ___________.

Статья 2
Внести в Закон Кемеровской области от 10.06.2005 № 74-ОЗ "О социальной поддержке граждан, достигших возраста 70 лет" (Кузбасс, 2005, 21 июня) следующие изменения:
1) ___________;
2) ___________.

67. При одновременном внесении в закон изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного закона положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

Пример:

Статья 1
Внести в Закон Кемеровской области от ___________ № __ "___________" (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, ___________, № __) следующие изменения:
1) в статье 1 слова "___________" заменить словами "___________";
2) пункт 1 статьи 2 дополнить словами "___________";
3) в пункте 2 статьи 3 слова "___________" исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) пункт 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1. ___________.".

68. При внесении изменений в закон обязательно указываются его дата, регистрационный номер, наименование, источник его официального опубликования.

Пример:

Внести в Закон Кемеровской области от 19.11.2001 № 94-ОЗ "О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Кемеровской области" (Кузбасс, 2001, 27 ноября; 2002, 21 августа; 2003, 29 апреля; 2004, 3 августа; 2005, 3 декабря) следующие изменения:

69. Если подлежащий изменению закон был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: дата принятия закона, его регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются закон, дата подписания и регистрационный номер закона, полностью изложившего данный закон в новой редакции.

Пример:

Внести в Закон Кемеровской области от 14.01.99 № 8-ОЗ "О пенсиях Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области от 18.11.2004 № 76-ОЗ) (Кузбасс, 1999, 22 января; 2004, 26 ноября; 2005, 15 марта, 16 апреля, 16 декабря) следующие изменения:

70. Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеется ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу закона, признания утратившими силу структурных единиц действующего закона, новая редакция структурной единицы закона, дополнение структурной единицы статьи закона новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в закон, наименование закона всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом.

Примеры:

О внесении изменения в Закон Кемеровской области "________"

или

О внесении изменений в Закон Кемеровской области "________"

То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменений.

Пример:

Статья 1
Внести в Закон Кемеровской области от _____________ № ____ "____________" (Кузбасс, ____, ____) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"___________";
2) пункт 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: "___________";
3) в пункте 2 статьи 5 слова "___________" исключить.

71. В случае если изменяются (в любом виде) несколько структурных единиц закона или вносятся несколько любых изменений в одну структурную единицу закона, в наименовании и абзаце первом закона слово "изменение" употребляется во множественном числе.
72. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи закона наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.

Пример:

О внесении изменений в статью 2 Закона Кемеровской области
"О размере и порядке ежемесячной выплаты денежных
средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка"

73. При внесении изменения в приложение к закону наименование закона конкретизируется.

Пример:

О внесении изменений в приложение к Закону
Кемеровской области "Об утверждении краткосрочной
региональной целевой программы "Государственная поддержка
социального развития села" на 2006 год"

74. При одновременном внесении изменений не более чем в два закона Кемеровской области, имеющие общий предмет правового регулирования, целесообразно конкретизировать в наименовании закона номера статей (не более двух).

Пример:

О внесении изменений в статью 5 Закона Кемеровской области
"______________"
и статью 14 Закона Кемеровской области "_____________"

75. Изменения всегда вносятся только в основной закон. Вносить изменения в основной закон путем внесения изменений в изменяющий его закон недопустимо. Исключение может составлять ситуация, когда в изменяющем законе корректируются положения о его вступлении в силу.
76. Внесение в основной закон правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный закон или в закон вводятся специальные переходные положения.
77. При внесении изменений в законы соответствующий текст заключается в кавычки.
78. Вносимые в закон изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
79. При дополнении закона статьей, главой, находящимися на стыке соответственно глав или разделов, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы со ссылкой на соответствующую главу или раздел закона (в силу того, что нумерация структурных единиц закона является сквозной).

Примеры: (в главе 1 имеется 14 статей)

Главу 1 Закона Кемеровской области от ___________ № __ "О _____________" (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, _______________, № ___) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:

или

Главу 2 Закона Кемеровской области от ___________ № __ "О _____________" (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, ___________, № ___) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:

80. Внесение изменений в обобщенной форме в закон (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировок "по всему тексту" или "во всем Законе"), как правило, не допускается.
Каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы закона, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью закона или ее структурную единицу, если при этом в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемое слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже.

Пример:

В статье 10 Закона Кемеровской области от ___________ № __ "О ___________" (Кузбасс, _____, ___________) слово "предприятиям" заменить словом "организациям".

81. Если в статье закона необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка.

Примеры:

В статье 10 Закона Кемеровской области от ___________ № __ "О ___________" (Кузбасс, ______, _________) слова "______ (слова указываются в именительном падеже единственного числа) ___________" в соответствующих числе и падеже заменить словами "___________ (слова указываются в именительном падеже единственного числа) ___________" в соответствующих числе и падеже.

или

В статье 10 Закона Кемеровской области от ___________ № __ "О ___________" (Кузбасс, ___________, __________) слова "___________ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ___________" в соответствующем падеже заменить словами "___________ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ___________" в соответствующем падеже.

82. Если изменение влечет изменение в тексте закона знаков препинания, то соответствующие знаки препинания включаются в текст вносимых изменений.

Примеры:

пункт 1 дополнить словами ", если иное не предусмотрено законом"

или

в пункте 1 исключить слова "предприятий, учреждений,"

83. При внесении изменения в закон сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в закон следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

Примеры:

Пункт 1 статьи 7 Закона Кемеровской области от ___________ № __ "О ___________" (Кузбасс, _____, __________) дополнить предложением следующего содержания: "___________".

или

в абзаце третьем пункта 2 статьи 7 слова "___________" заменить словами "___________".

84. При внесении дополнений в статью, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.

Пример:

статью 1 после слов "___________" дополнить словами "___________".

85. В случае если дополняется словами структурная единица статьи закона и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

Пример:

пункт 1 статьи 1 дополнить словами "___________"

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
86. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы закона оформляется следующим образом.

Пример:

Статья 1
Внести в Закон Кемеровской области от ___________ № __ "О ________" (Кузбасс, 2002, 30 мая) следующие изменения:
1) в статье 2:
в пункте 1 слова "___________" заменить словами "___________";
пункт 2 после слов "___________" дополнить словами "___________";
пункт 3 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
"3) ___________;";
пункт 4 дополнить предложением следующего содержания: "___________";
2) второе предложение пункта 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. ___________.".

87. При дополнении статьи закона пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.

Примеры:

статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. ___________.";

или

пункт 3 статьи 7 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) ___________.".

Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции закона (без оговорки в тексте законопроекта).
88. В целях сохранения структуры статьи:
дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи закона, к которой относится абзац;
при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
89. Новая редакция закона в целом, как правило, не допускается.
Законодатель принимает новый закон с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего закона в случаях, если:
необходимо внести в закон изменения, требующие переработки закона по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в закон изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы закона, причем частично.
90. Структурная единица закона излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы закона;
необходимо включить новый абзац между уже имеющимися абзацами.
91. Изложение структурной единицы закона в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
92. При необходимости изложить одну структурную единицу закона в новой редакции применяется следующая формулировка.

Пример:

Внести в статью 16 Закона Кемеровской области от ________№ __________ "О ___________" (Кузбасс, ___________, _______) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16. __________________________________".

В данном случае наименование законопроекта должно быть следующим:

О внесении изменения в статью 16 Закона Кемеровской области
"О ______________________"

93. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".

Пример:

цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126"

94. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".

Пример:

слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"

95. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законы содержится статья с перечнем законов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи должно быть, как правило, отражено в наименовании законопроекта.

Пример:

О внесении изменений в Закон Кемеровской области
"_________________________"
и о признании утратившими силу некоторых законов
Кемеровской области

96. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения может включаться в текст изменяющего законодательного акта либо являться приложением к нему.

Глава 10. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

97. Для приведения законов в соответствие с вновь принятым федеральным законом или законом Кемеровской области, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении областного законодательства в соответствие с вновь принимаемым законом путем признания законов (их структурных единиц) утратившими силу.
98. В перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законы, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам закон, так и все законы, которыми в текст основного закона ранее вносились изменения;
2) законы, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если утрачивает силу не весь закон, а только его отдельные структурные единицы (все структурные единицы закона, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица закона, так и все законы, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.

Пример:

главу 5 Закона Кемеровской области от ___________ № __ "О ___________" (Кузбасс, ___________, __________; ___________, ____________).

99. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть, как правило, самостоятельным законопроектом. В исключительных случаях перечень может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законы и признании утратившими силу некоторых законов. Оформление одновременного внесения изменений в закон и признания утратившими силу структурных единиц этого же закона производится в соответствии с пунктом 66 настоящих Правил.
100. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем чтобы не был упущен ни один закон, противоречащий новому закону, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один закон или его часть, сохраняющие свое значение.
101. При включении каждого закона в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны дата его принятия, регистрационный номер, наименование закона, а также источник его официального опубликования.
102. Признание утратившими силу законов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной закон вносились изменения (например, "признать утратившим силу Закон Кемеровской области "О выборах Губернатора Кемеровской области" и все законы, вносившие в него изменения"), не допускается.
103. Каждый закон включается в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законы, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются подпунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).

Пример:

Статья 1
Признать утратившими силу:
1) Закон Кемеровской области от 27.06.95 № 8-ОЗ "О дорожном фонде Кемеровской области" (Кузбасс, 1995, 30 июня);
2) Закон Кемеровской области от 27.06.2000 № 30-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 27.06.95 № 8-ОЗ "О дорожном фонде Кемеровской области" (Кузбасс, 2000, 7 июля);
3) Закон Кемеровской области от 23.06.2003 № 32-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 27.06.95 № 8-ОЗ "О дорожном фонде Кемеровской области" (Кузбасс, 2003, 4 июля).

104. При признании утратившим силу всего закона, наименование которого было изменено, в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, данный закон включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования. Закон, изменивший наименование первого закона, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования.
При признании утратившей силу структурной единицы закона, наименование которого было изменено, в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, закон включается с измененным наименованием и с указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования закона, изменившего его наименование.
105. При признании утратившей силу структурной единицы закона, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:
данная структурная единица с указанием первоначального источника официального опубликования и источника официального опубликования закона, которым данная структурная единица была дополнена;
структурная единица закона, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена, с указанием официального источника его опубликования.
106. Законы в перечне законов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их принятия). В пределах одной и той же даты принятия законы располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
107. При необходимости установить в одном перечне законов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законы признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с датой (сроком) утраты силы.
108. Если в законе осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь закон полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
109. Если в законе имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законы, то при необходимости признать утратившим силу данный закон он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей. При этом законы, ранее признанные утратившими силу, юридической силы не приобретают.
110. В перечни законов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законы, которые действовали до принятия нового закона, но также законы по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
111. В перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законы (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законы (нормы) временного характера в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек либо если из их наименования с очевидностью не ясен временный характер их действия.
Если действие закона временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной закон, так и продляющий его закон.
112. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
113. Если в пункте или статье закона наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
114. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.

Пример:

Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного Законом Кемеровской области от ___________ № __ "Об ___________" (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, ___________, № __).

115. Если закон еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".

Глава 11. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

116. Наименование законопроекта об утверждении региональной целевой программы в части указания на срок ее действия (кратко-, средне- или долгосрочная) определяется в соответствии с Законом Кемеровской области "О региональных целевых программах Кемеровской области", при этом указание на период действия программы выносится за кавычки.

Примеры:

Проект

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы
"Транспорт" на 2006 год

или

Проект

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы
"Молодежь Кузбасса" на 2006 - 2008 годы

117. В тексте законопроекта и в приложении к нему слово "программа" пишется с прописной буквы - "Программа"
118. Непосредственно региональная целевая программа включается в виде приложения к законопроекту об утверждении региональной целевой программы.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы с указанием на наименование закона.
Наименование приложения располагается по центру страницы. Первая строка пишется прописными буквами.

Пример:
Приложение
к Закону Кемеровской области
"_________________________"

СРЕДНЕСРОЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Государственная поддержка малого предпринимательства в
Кемеровской области" на 2005 - 2007 годы

119. Паспорт программы представляет собой таблицу из двух граф. В целях внесения изменений в строки паспорта программы допускается их наименование как позиция.

Пример:

В позиции "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы, в разделе 4 Программы слова "15 млн. 350 тыс." заменить словами "20 млн. 720 тыс.".

120. Разделы программы состоят из абзацев. Также в разделы программы могут включаться таблицы, графики или схемы. В случае внесения изменения в один из разделов программы, включающий в себя таблицу, указание на изменяемую часть таблицы осуществляется в виде отсылки на конкретную строку и (или) графу.

Примеры:

в строке 8.3 раздела 7 Программы цифры "7503,0" заменить цифрами "35000,0"

или

в строке 7.3.15 раздела 7 Программы: в графе "2006" цифры "6,5" заменить цифрами "6,23", в графе "2007" цифры "6,75" заменить цифрами "6,25"

121. Нумерация строк таблицы в разделах программы должна быть сквозная.

Глава 12. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

122. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Правилами.
В законы, подготовка которых к рассмотрению Советом народных депутатов Кемеровской области осуществлялась в соответствии с настоящими Правилами, изменения вносятся также в соответствии с настоящими Правилами.
Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законов или признание закона утратившим силу полностью производится в соответствии с настоящими Правилами.
123. В отношении ранее принятых законов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Правил, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Правилами структуры статьи).
При ссылках на структурные единицы существующих законов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законах.
124. Указанные в пункте 123 настоящих Правил положения применяются на период действия законов, которые приняты до утверждения настоящих Правил и не отвечают их требованиям.
Данное исключение распространяется только на случаи невозможности применения положений настоящих Правил.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru