ПОСТАНОВЛЕНИЕ Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.04.2005 № 8
(ред. от 29.03.2006)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Кузбасс", № 72, 26.04.2005, приложение "Официально".
Изменения, внесенные постановлением Коллегии Администрации КО от 29.03.2006 № 79, вступают в силу со дня его официального опубликования.
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2005 г. № 8
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2005 ГОД
(в ред. постановления Коллегии Администрации
Кемеровской области от 29.03.2006 № 79)
В целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированного развития природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Кемеровской области и во исполнение Закона Кемеровской области от 10.12.2004 № 91-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую Программу "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2005 год.
2. Управлению по работе со средствами массовой информации (С.И.Черемнов) опубликовать постановление в газете "Кузбасс".
3. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
4. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.МАЗИКИН
Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 1 апреля 2005 г. № 8
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экология и природные ресурсы Кемеровской области"
на 2005 год
ПАСПОРТ
региональной целевой Программы
"Экология и природные ресурсы Кемеровской области"
на 2005 год
------------------T----------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Региональная целевая Программа "Экология ¦
¦Программы ¦и природные ресурсы Кемеровской области" ¦
¦ ¦на 2005 год (далее - Программа) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Основание для ¦Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ ¦
¦разработки ¦"Об охране окружающей среды" ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Государственный ¦Государственное учреждение "Областной комитет ¦
¦заказчик ¦природных ресурсов" ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Директор ¦Первый заместитель Губернатора Кемеровской ¦
¦Программы ¦области Мазикин Валентин Петрович ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Основные ¦Управление природопользования и ¦
¦разработчики ¦природоохранной деятельности Администрации ¦
¦ ¦Кемеровской области ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Снижение негативного техногенного воздействия ¦
¦Программы ¦на природную среду и здоровье населения ¦
¦ ¦области; проведение мероприятий ¦
¦ ¦по геологическому изучению недр и мероприятий ¦
¦ ¦по удовлетворению области в потребности ¦
¦ ¦месторождений строительных материалов ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Важнейшие ¦Проведение мероприятий по геологическому ¦
¦целевые ¦изучению недр и мероприятий по удовлетворению ¦
¦показатели ¦области в потребности месторождений ¦
¦Программы ¦строительных материалов ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Срок реализации ¦2005 год ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Перечень основных¦1. Обеспечение экологической безопасности. ¦
¦мероприятий ¦2. Минерально-сырьевые ресурсы. ¦
¦Программы ¦3. Охрана водных объектов ¦
¦(подпрограммы) ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Предприятия, организации, научные и проектные ¦
¦Программы ¦учреждения ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Объем и источник ¦86,0 млн. рублей из средств областного бюджета¦
¦финансирования ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Инвентаризация месторождений строительных ¦
¦конечные ¦материалов и подземных вод питьевого качества;¦
¦результаты ¦улучшение экологической обстановки за счет ¦
¦Программы ¦уменьшения размещения объемов отходов ¦
¦ ¦производства и потребления, сбросов ¦
¦ ¦неочищенных стоков в водные объекты; ¦
¦ ¦защита населенных пунктов от затопления ¦
¦ ¦и разрушения берегов рек ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Организация ¦Управление Программой и контроль ¦
¦контроля ¦за исполнением осуществляет государственный ¦
¦за исполнением ¦заказчик Программы ¦
¦Программы ¦ ¦
L-----------------+-----------------------------------------------
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Кемеровская область располагает большим природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства. Региональной целевой Программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2002 - 2004 годы оказалось недостаточно для решения всех задач и проблем, имеющихся в этом секторе.
Экологическая ситуация в Кемеровской области остается напряженной.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:
загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов хозяйствующих субъектов и передвижных источников;
загрязнение водных объектов, нерациональное использование водных ресурсов, недостаточная охрана водных объектов;
несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления;
недостаточность мер по сохранению биологического разнообразия, особо охраняемых природных территорий областного значения, природных объектов.
Причинами сохранения высокого уровня выбросов вредных веществ в атмосферу являются: рост физического износа основных фондов промышленных предприятий, изношенность (и отсутствие) газоочистного оборудования на котельных, нарушение технологии в топливно-энергетическом, жилищно-коммунальном комплексах.
Все это наряду с часто повторяющимися неблагоприятными для рассеивания метеорологическими условиями обуславливает высокий уровень загрязнения воздуха в приземном слое муниципальных образований.
Причинами сохранения высокого загрязнения поверхностных водных объектов области являются:
низкая эффективность действующих очистных сооружений промышленных и хозяйственно-бытовых стоков, не отвечающая современным требованиям;
недостаточная мощность имеющихся очистных сооружений канализации в городах Междуреченске, Мариинске, пгт. Промышленная;
отсутствие сооружений биологической очистки практически во всех поселках городского типа и сельских населенных пунктах области;
недостаточная сеть ливневой канализации и отсутствие очистных сооружений ливневых стоков.
Нарушение земель связано с добычей полезных ископаемых, в основном угля, строительством промышленных и гражданских объектов, дорожных магистралей и пр. Загрязнение земель представлено химическим, бактериологическим загрязнениями при размещении отходов производства и потребления, захламлением вследствие недостаточности их переработки, размещения отходов потребления населенных пунктов, не соответствующего природоохранным требованиям.
Загрязнение окружающей среды не могло не сказаться на состоянии биологических ресурсов Кемеровской области. Многие виды животных и растений, ранее обычных для нашего региона, перешли в разряд редких и исчезающих. В Красную книгу Кемеровской области вошли 124 вида животных и 152 вида растений и грибов.
В области выявлено более 100 единичных уникальных объектов, которым следует придать соответствующий статус памятника природы и взять под охрану.
Ситуация с гидротехническими сооружениями (далее - ГТС), число которых в области насчитывает свыше 3 тысяч, критическая. Многие из них находятся в аварийном состоянии, что не позволяет обеспечить безопасную их эксплуатацию, особенно в период прохождения паводков. Необходимо выявление бесхозных аварийных ГТС с последующей их ликвидацией, проведением первоочередных ремонтно-восстановительных работ.
В связи с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О недрах", субъекты Российской Федерации утратили право совместного с федеральными государственными органами исполнительной власти распоряжения недрами на своих территориях, в то же время получили право самостоятельного распоряжения участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Преимущественно это сырьевые ресурсы для проведения строительных, дорожно-строительных работ.
В связи с этим в 2005 году направление работ по развитию минерально-сырьевой базы области будет в основном сориентировано на удовлетворение потребности строительного комплекса собственным сырьем.
Для этого, в первую очередь, намечается проведение работ по инвентаризации имеющихся на территории области разведанных месторождений, выявленных проявлений глин, песка, песчано-гравийных смесей, строительного камня и другого сырья для строительной отрасли Кемеровской области. Вместе с этим намечается проведение поисковых работ на новых площадях в районах, где существует дефицит указанного сырья.
В некоторых районах Кемеровской области существует также дефицит в качественной питьевой воде, поэтому совместно с инвентаризацией по общераспространенным полезным ископаемым намечено проведение инвентаризации и разведанных месторождений, выявленных проявлений подземных вод питьевого качества.
По ряду объектов планируется завершение ранее начатых и незавершенных работ в связи с ликвидацией целевого их источника финансирования и невозможности их завершения в 2002 - 2004 годах, когда основные средства направлялись в первую очередь на погашение образовавшейся задолженности за выполненные в 1999 - 2001 годах геологоразведочные работы.
В 2005 году также будет продолжено погашение задолженности областного бюджета перед геологоразведочными организациями за ранее выполненные в 1999 - 2001 годах работы.
Региональная целевая Программа "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2005 год (далее - Программа) направлена на решение приоритетных экологических проблем с целью снижения негативного техногенного воздействия на природную среду и здоровье населения Кемеровской области, на проведение мероприятий по геологическому изучению недр и мероприятий по удовлетворению области в потребности месторождений строительных материалов.
Формирование Программы осуществляется с учетом природоохранных программ на 2004 - 2010 годы и программ социально-экономического развития административных территорий, а также необходимости решения экологических проблем чрезвычайного характера.
2. Цели, задачи, срок реализации Программы
Целью и задачами Программы, исходя из учета сложившейся ситуации, является снижение негативного техногенного воздействия на природную среду и здоровье населения области, проведение мероприятий по геологическому изучению недр и мероприятий по удовлетворению области в потребности месторождений строительных материалов.
Выбор приоритетных направлений для решения проблем в сфере природопользования и природоохранной деятельности ориентирован на:
поэтапное завершение строящихся природоохранных объектов;
включение объектов, в том числе переходящих, с интенсивной динамикой освоения средств и планируемой их реализацией;
решение неотложных задач в сфере обращения с отходами;
проведение берегоукрепительных работ;
сохранение биоразнообразия; ведение Красной книги Кемеровской области;
развитие экологического образования, распространение достоверной экологической информации средствами массовой информации, развитие общественных экологических движений;
резервирование средств на оплату выполненных объемов работ прошлых лет;
проведение работ по инвентаризации разведанных месторождений строительных материалов;
инвентаризацию разведанных месторождений подземных вод питьевого качества;
оценку попутных компонентов в добываемом сырье разрабатываемых месторождений.
Программа рассчитана на 2005 год.
3. Программные мероприятия (подпрограммы)
Программные мероприятия определены с учетом сложившейся эколого-социально-экономической ситуации на территориях муниципальных образований с учетом программных предложений муниципальных образований, а также остротой тех или иных проблем в целом для области.
При включении мероприятий в состав подпрограмм учитывались сведения о месте и сроках проведения мероприятия, ожидаемых результатах, финансовом обеспечении каждого мероприятия, наличия проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы на нее, готовность органов местного самоуправления оказать финансовую и организационную поддержку реализации проекта.
По комплексному охвату решаемых задач Программа состоит из 3 подпрограмм:
обеспечение экологической безопасности (приложение № 1);
минерально-сырьевые ресурсы (приложение № 2);
охрана водных объектов (приложение № 3).
4. Механизм осуществления Программы
После утверждения Программы и начала ее финансирования государственный заказчик Программы контролирует ход выполнения мероприятий исполнителями Программы.
С целью максимального исключения нецелевого использования бюджетных средств предусмотрены: обязательное наличие проектов строящихся и реконструируемых объектов, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы, разработка проектно-сметной документации в установленном порядке с перспективной проработкой финансирования будущего строительства.
5. Контроль за выполнением Программы
Государственным заказчиком Программы является государственное учреждение "Областной комитет природных ресурсов".
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются государственным заказчиком Программы.
Директор Программы определяет перечень приоритетных мероприятий Программы, их ресурсное обеспечение и совместно с государственным заказчиком Программы осуществляет контроль за их исполнением.
Исполнитель в установленные сроки информирует государственного заказчика Программы о ходе реализации мероприятий Программы. Государственный заказчик Программы на основании представленных отчетов реализации Программы обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств директору Программы.
Проверки хода реализации мероприятий Программы должны отражать сроки, объемы выполнения программных мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств.
6. Оценка эффективности осуществления Программы
Реализация подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности" позволит обеспечить выполнение функций субъекта Федерации по ведению Красной книги Кемеровской области, обеспечить развитие экологического образования, распространение достоверной экологической информации средствами массовой информации, доведение прогноза о неблагоприятных метеорологических условиях до крупных предприятий-загрязнителей, развитие общественных экологических движений. Позволит оценить экологическую емкость природной среды Кемеровской области, обеспечить информационное управление в области охраны окружающей среды. В рамках Программы проводятся мероприятия по дням защиты от экологической опасности, результатом которых являются десятки километров очищенных от мусора берегов рек и благоустроенных родников, высадка зеленых насаждений.
Экологический эффект, ожидаемый от реализации строительных природоохранных мероприятий подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности", определяется на год ввода мероприятий. На 2005 год намечается завершение одного строительного мероприятия. Экологический эффект - снижение негативного воздействия отходов производства и потребления за счет уменьшения объемов размещения на не санкционированных свалках составит 776 куб. м/год.
Реализация подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" с выполнением геолого-разведочных и тематических работ в первую очередь обеспечит проведение полной инвентаризации имеющихся на территории области запасов и ресурсов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод питьевого качества, обеспечение местным сырьем строительного комплекса Кемеровской области, а также оценку природных ресурсов и прирост запасов по категориям Р2 + Р1 + С2 + С1 цветных и редких металлов (молибден) на 80 тыс. тонн, золота на 40 тонн, облицовочных известняков на 1 млн. тонн.
Реализация подпрограммы "Охрана водных объектов" позволит разработать природоохранные мероприятия с целью обеспечения охраны и восстановления водных объектов, улучшения гидрологического режима и санитарного состояния рек Томь, Яя, Кия, Иня в границах Кемеровской области; разработать правила ведения мониторинга, рекомендации по организации, порядку проведения наблюдений и создать систему оперативного обмена информацией по состоянию ГТС; определить экологическую, социальную и экономическую значимость завершения строительства Крапивинского гидроузла с представлением материалов для организации общественного обсуждения.
Строительные водоохранные мероприятия направлены на защиту населения от подтопления и уменьшения сброса загрязняющих веществ в поверхностные водотоки.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы определены с учетом финансирования из средств областного бюджета в полном объеме.
7. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнем мероприятий Программы.
На мероприятия по обеспечению экологической безопасности в 2005 году предусмотрены средства в размере 21 млн. рублей.
С целью сбалансированного обеспечения экономики Кемеровской области приростом запасов минеральных ресурсов Программой предусмотрены средства на реализацию соответствующих мероприятий в размере 35,0 млн. рублей.
На финансирование мероприятий по охране водных объектов предусмотрены средства в размере 30,0 млн. рублей.
В целом для реализации мероприятий Программы на 2005 год определено финансирование из областного бюджета в объеме 86,0 млн. рублей.
Приложение № 1
к Региональной целевой Программе,
утвержденной постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 1 апреля 2005 г. № 8
Перечень употребляемых сокращений, используемых в таблицах:
ТЭО - технико-экономическое обоснование
ГТС - гидротехническое сооружение
ИВЭП СО РАН - институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук
ГГП - гидрогеологическая партия
ЦГСЭН КО - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кемеровской области.