Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.11.2004
<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ>

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 21, 01.11.2004


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 1 ноября 2004 года

<РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ
ПРИМЕНЕНИЯ ККТ>

ВОПРОС 1: Являются ли товаром для организации реализуемые основные средства, и нужно ли использовать ККТ при получении оплаты за них?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федерального закона) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Это правило общее и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в ст. 2 Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Таким образом, реализация организацией за наличный расчет выбывших из эксплуатации основных средств является продажей товаров. Полученные от реализации денежные средства являются выручкой организации, а для подтверждения поступления наличных денежных средств в кассу организации должна применяться контрольно-кассовая техника. В этой связи операции по реализации выбывших из эксплуатации основных средств, независимо от того, кому производится их продажа (организациям, индивидуальным предпринимателям или населению), должна осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

ВОПРОС 2: Вправе ли налоговый орган привлекать лицо, не уплатившее административный штраф в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, наложенный за неприменение ККТ (статья 14.5 КоАП РФ), к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.25 КоАП РФ (то есть наложение административного штрафа в двукратном размере или административный арест на срок до 15 суток)?
ОТВЕТ: В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа за неприменение ККТ, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, руководитель налогового органа направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
Кроме того, руководитель налогового органа принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ, т.е. направляет материалы судье, т.к. ему согласно ст. 23.1 КоАП РФ предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 20.25 КоАП РФ.

ВОПРОС 3: В каком порядке будут применены штрафные санкции к юридическому лицу, если нарушения законодательства о ККТ были обнаружены в нескольких торговых точках, принадлежащих этому лицу, в один день?
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Но если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

ВОПРОС 4: Какая ответственность предусмотрена за применение ККТ, не поставленной на учет в налоговых органах?
ОТВЕТ: За применение ККТ, не поставленной на учет в налоговых органах, согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16, наступает административная ответственность как за неприменение ККТ.

ВОПРОС 5: Какую ответственность несет продавец (кассир), если он не пробъет кассовый чек?
ОТВЕТ: Продавец (кассир), если он не пробьет кассовый чек, несет административную ответственность в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ как гражданин. В этом случае размер административного штрафа составит от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ = 100 руб.).

ВОПРОС 6: Что понимается под неприменением ККТ? Какая ответственность предусмотрена за неприменение данной техники?
ОТВЕТ: Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16, налоговые органы Российской Федерации, опираясь на нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон), могут применять меры административного воздействия, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ только в от ношении налогоплательщиков, не применяющих контрольно-кассовую технику. В этом же Постановлении дан перечень нарушений из шести требований, невыполнение которых отнесено к указанному виду нарушения, это:
фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия);
использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующие о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);
пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

ВОПРОС 7: Должны ли кредитные организации, зарегистрировавшие контрольно-кассовые машины до вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", снять их с учета в связи с принятием данного закона? Каков порядок регистрации в налоговом органе ККТ, принадлежащей кредитной организации?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 1 ст. 2 и с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) порядок совершения кассовых операций с применением ККТ и порядок применения ККТ кредитными организациями и используемых в ней программных продуктов определяется и утверждается Центральным Банком Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона Банк России обязан направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о ККТ, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах. Однако этот порядок касается только той ККТ, которая обслуживает операционные процессы кредитных организаций.
В этой связи налоговые органы обязаны снять с учета всю ККТ, ранее стоящую на учете в налоговом органе, которая используется кредитными организациями для обслуживания операционных процессов, и передать на учет в кредитные организации.
На ту ККТ, которая используется кредитной организацией для целей наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (буфеты, столовые, киоски и т.д. и т.п.), положения Федерального закона действуют в полном объеме.

ВОПРОС 8: Нужно ли вносить изменения в регистрационные документы при изменении адреса установки ККТ?
ОТВЕТ: Нужно в обязательном порядке.

ВОПРОС 9: Кто должен осуществить перерегистрацию ККТ при сдаче ее в аренду: арендатор или арендодатель? Нужно ли перерегистрировать ККТ при смене ее собственника или владельца?
ОТВЕТ: При сдаче ККТ в аренду снятие ККТ с учета в налоговом органе осуществляет владелец ККТ, т.е. арендодатель, а постановку на учет в том же или другом налоговом органе осуществляет новый налогоплательщик, т.е. арендатор.

ВОПРОС 10: В каком порядке осуществляется постановка на учет и снятие с учета ККТ в налоговых органах? Какие документы необходимо представить в налоговые органы для постановки на учет и снятия с учета ККТ? В какой срок ККТ должна быть поставлена на учет в налоговом органе?
ОТВЕТ: В настоящее время налоговые органы Российской Федерации при регистрации и постановке на учет ККТ обязаны руководствоваться в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", следующими нормативными актами:
- Приказом ГНС РФ от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах";
- Письмом МНС России от 30.03.2000 № АС-6-16/232 "О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий".
В этой связи для регистрации или снятия ККТ, как для новой, так и для бывшей в эксплуатации, в налоговом органе необходимо представить следующие документы:
копию свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе;
документ, удостоверяющий личность налогоплательщика или его представителя с доверенностью, оформленной в установленном порядке;
заявление налогоплательщика по установленной форме (бланк заявления выдает налоговый орган), при снятии ККТ с учета заявление пишется в произвольной форме;
паспорт (формуляр) на ККТ;
журнал кассира-операциониста установленной формы, прошитый, пронумерованный с подписями руководителя и главного бухгалтера, заверенными печатью налогоплательщика;
фискальный отчет на день регистрации, а для ККТ, бывшей в употреблении, - фискальный отчет за период эксплуатации ККТ у бывшего владельца ККТ и его последний сменный отчет (отчет).
В случае снятия ККТ с учета дополнительно представляется карточка регистрации ККТ, ранее выданная налогоплательщику налоговым органом.
Налоговый орган после проверки достоверности представленных данных, но не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию ККТ. Регистрация и снятие ККТ с учета производится путем внесения сведений о ККТ и налогоплательщике в учетные регистры налогового органа.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru