Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ УМНС РФ по Кемеровской области от 15.10.2004
<ВОПРОСЫ О НАЛОГОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ>

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 20, 15.10.2004


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 15 октября 2004 года

<ВОПРОСЫ О НАЛОГОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ>

ВОПРОС 1: Как можно узнать, что отправленная по электронной почте отчетность получена и принята? В какие сроки и в каком виде приходят подтверждения о сдаче отчетности и как их хранить?
ОТВЕТ: Налогоплательщик в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) получает следующие документы:
- квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде;
- протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
- подтверждение оператора.
Инспекция формирует квитанцию о приеме налоговой декларации в электронном виде, заверяет ее электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) налогового органа и направляет ее налогоплательщику. Далее инспекция проверяет полученную налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля налоговой декларации. Оператор, в свою очередь, формирует подтверждение с указанием даты и времени отправки электронного документа.
Перечисленные электронные документы (квитанция о приеме из ИМНС, протокол входного контроля из ИМНС, подтверждение оператора) отсылаются абоненту на его электронный адрес.
Эти три электронных документа необходимо хранить в электронном хранилище (на дискетах или на CD) в течение четырех лет (п. 8 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

ВОПРОС 2: Возможен ли просмотр содержимого передаваемой налоговой отчетности в электронном виде специализированным оператором связи, как посредником передаваемой информации?
ОТВЕТ : Специализированный оператор связи не может просмотреть содержимое проходящего через него сообщения, поскольку он не знает ключа шифрования налоговой инспекции. Этот ключ шифрования есть только у инспекции, т.е. оператор не может расшифровать сообщение, он только фиксирует факт прохождения отчетности в электронном виде от налогоплательщиков до инспекции и обратно. Таким образом, соблюдена конфиденциальность и защита всех передаваемых данных.

ВОПРОС 3: Можно ли использовать ЭЦП, предоставленную специализированным оператором связи для сдачи налоговой отчетности, для заключения договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу?
ОТВЕТ: Нет, т.к. согласно пп. 5.5 Приказа МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ (с учетом изменений) налогоплательщики, не являющиеся лицензиатами ФАПСИ, не имеют права использовать средства ЭЦП и средства шифрования, предоставленные оператором связи, вне системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

ВОПРОС 4: Какие преимущества имеет технология сдачи налоговой отчетности через Интернет перед бумажным?
ОТВЕТ: В первую очередь это экономия времени. Процедура сдачи отчетности осуществляется непосредственно из офиса (с рабочего места) налогоплательщика в течение нескольких минут. Отчетность можно отправлять в налоговые органы круглосуточно и без выходных, до 24 часов последнего дня сдачи налоговой отчетности.
Сокращаются ошибки при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля - налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности, при этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы. Кроме того, появляется возможность оперативного уточнения направленного в налоговый орган документа, налогоплательщику гарантировано подтверждение доставки отчетности, имеющее юридическую силу, а также оперативное обновление форм отчетности.
Появилась возможность проведения оперативной сверки расчетов с бюджетом и получение адресной актуальной информации.

ВОПРОС 5: Все ли гладко в технологии сдачи налоговой отчетности через Интернет или есть слабые звенья?
ОТВЕТ: В настоящее время идет процесс внедрения данной технологии, и несомненно есть проблемы. В первую очередь, это частые внесения изменений в формы (форматы) налоговой и бухгалтерской отчетности, но это зависит не от нас. Мы уже внесли свои предложения в министерство. В настоящее время выносится вопрос в Государственную Думу по представлению налоговой отчетности только в электронном виде. Считаем, что данная проблема будет решена при одновременном появлении бумажной и электронной версии форм (форматов) отчетности, что автоматически гарантирует налогоплательщикам, пользующимся системой безбумажной технологии сдачи отчетности, своевременное обновление всех вновь выходящих форм.
Кроме того, есть случаи, когда отчетность была отправлена вовремя, но в налоговый орган поступила с опозданием, в результате в автоматизированном режиме был начислен штраф. Но это единичные случаи, мы с ними разбираемся, отменяем эти санкции, приносим извинения налогоплательщику. Думаю, мы скоро устраним все недоработки и исправим такие моменты.

ВОПРОС 6: Возможна ли ссылка на декларацию, представленную в электронном виде, при разрешении спорных вопросов в суде?
ОТВЕТ: В настоящее время сформирована вся законодательная база для перехода на безбумажную технологию сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП. Утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, который определяет общие принципы организации информационного обмена. Формы налоговой и бухгалтерской отчетности, представленные в электронном виде по каналам связи в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в архиве юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

ВОПРОС 7: Налогоплательщик предпочитает сдавать налоговую отчетность на бумажном носителе. Налоговики призывают воспользоваться технологией сдачи отчетности в электронном виде с применением ЭЦП. Что может выиграть фирма налогоплательщика, если перейдет на данную технологию?
ОТВЕТ: Налогоплательщик сам выбирает, как ему сдавать отчетность. Процедура эта сугубо добровольная. Законодательство предусматривает два варианта - на бумажных носителях и в электронном виде. В свою очередь в электронном виде отчетность можно сдавать на дискетах и по телекоммуникационным каналам связи. Технический прогресс дает о себе знать во всех сферах нашей жизни. Глобальная информационная сеть Интернет предоставляет все новые возможности "виртуального" общения. Средства электронной связи позволяют взаимодействовать с плательщиками по телекоммуникационным каналам связи с сохранением налоговой тайны.
Преимущества данной технологии очевидны, это экономия времени, расширение временных рамок сдачи отчетности; возможность оперативного уточнения направленного в налоговый орган документа; гарантировано подтверждение налоговым органом полученного отчета; оперативность обновление форм отчетов и проведение сверки расчетов с бюджетом, а также получение актуальной информации. И если Вы успешный бизнесмен, то Вам будет интересна и выгодна эта технология работы с налоговыми органами.

ВОПРОС 8: Возможно ли провести сверку расчетов с бюджетами всех уровней при сдаче налоговой отчетности предприятия через специализированного оператора связи по каналам связи?
ОТВЕТ: Да, налогоплательщик имеет возможность в рамках системы безбумажной технологии направлять в налоговую инспекцию запросы на получение информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней. В течение трех суток с момента получения запроса (без учета выходных и праздничных дней) налоговый орган направляет налогоплательщику протокол входного контроля (согласно утвержденных форматов) и формирует информационную выписку об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом, и отправляет в адрес налогоплательщика в зашифрованном виде.
Кроме того, в адрес налогоплательщика направляются акты сверки расчетов с бюджетом, а налогоплательщик, получив такой акт сверки, может подписать его ЭЦП и направить через оператора связи в инспекцию (если нет разногласий).

ВОПРОС 9: Обязан ли налогоплательщик налоговую и бухгалтерскую отчетность, переданную по телекоммуникационным каналам связи с применением ЭЦП, дублировать на бумажном носителе?
ОТВЕТ: Налогоплательщик, представляющий отчетность по телекоммуникационным каналам связи с применением ЭЦП, не обязан дублировать отчет на бумажном носителе.

ВОПРОС 10: Может ли налогоплательщик внести изменения в налоговую декларацию, отправленную в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи?
ОТВЕТ: За налогоплательщиком сохраняется возможность предоставления в налоговую инспекцию дополненных или исправленных (уточненных) вариантов отчетности до истечения законодательно установленного срока сдачи налоговой или бухгалтерской отчетности. Считается правильным и принимается к обработке самое последнее из переданных налогоплательщиком сообщений, представленное до наступления срока подачи деклараций.

ВОПРОС 11: Из каких бухгалтерских программ можно выгружать налоговые декларации?
ОТВЕТ: Налогоплательщик может использовать для подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности программное обеспечение фирмы 1С (1С: Бухгалтерия, 1С: Налогоплательщик) или любое другое бухгалтерское программное обеспечение, поддерживающее стандартный формат отчетности, утвержденный МНС России. Министерство постоянно расширяет список форм отчетности, доступной для сдачи отчетности в электронном виде.

ВОПРОС 12: Планируется ли в будущем переход налоговых органов на прием отчетности в электронном виде по каналам связи без привлечения операторов связи?
ОТВЕТ: На данный момент с уверенностью сказать, что данная технология будет работать без специализированных операторов связи, нельзя (в настоящее время это регламентировано законодательством), так как налогоплательщику требуется специальный программный продукт по сдаче налоговой отчетности, отвечающий современным требованиям с учетом полученных лицензий ФАПСИ. А таким требованиям в настоящее время может отвечать только коммерческий программный продукт. Конечно, у плательщика всегда должен быть выбор, с каким оператором связи ему лучше работать. Бесплатно - это не значит хорошо и выгодно. У нас в области пока работают три оператора связи (ООО "Электронные Бизнес Системы", СКБ Контур, ООО "Инет"), а конкуренция влияет на улучшение качества обслуживания плательщиков и снижение цены за услугу.
Кроме того, согласно п. 25 ст. 264 Налогового кодекса затраты по данному виду услуг можно отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

ВОПРОС 13: Может ли кто-нибудь просмотреть, подменить или внести исправления в отчетность, отправляемую через Интернет?
ОТВЕТ: При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) - комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированными в соответствии с действующим законодательством. В состав СКЗИ входят средства шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Электронная цифровая подпись согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, позволяющий не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Использование электронной цифровой подписи документа обеспечивает:
- однозначность идентификации уполномоченного лица налогоплательщика или налогового органа, приславшего подписанный электронный документ;
- защиту файлов электронных документов от несанкционированных изменений.
Применяемые в системе безбумажной технологии средства шифрования аналогичны тем средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.
Таким образом, передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, т.к. только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщения.

ВОПРОС 14: Идет административная реформа федеральных органов власти, в том числе и МНС России. Какой Вы видите структуру возглавляемого Вами Управления?
ОТВЕТ: Год 2004 стал годом проведения административной реформы федеральных органов власти, в том числе и МНС России. Оптимизировалась структура налоговых органов, завершился переход на типовую структуру, созданы межрайонные инспекции, что должно положительно сказаться на эффективной работе налоговых органов. Сама налоговая система стала более мобильной, установлено четкое разграничение функций, выполняемых структурными подразделениями налоговых инспекций, большинство работ автоматизировано в едином программном комплексе, что значительно улучшает условия труда и облегчает рутинную работу инспекторов. Главное - это установление партнерских взаимоотношений между инспекцией и налогоплательщиком.

ВОПРОС 15: Какие основные задачи предстоит решить до конца 2004 года возглавляемым Вами Управлением?
ОТВЕТ: Одной из важнейших задач на 2004 год является выполнение установленного задания по сбору налогов. Выполнение такого задания возможно благодаря напряженной работе более чем трехтысячного коллектива налоговых органов области, поиску наиболее результативных форм и методов работы. Большое внимание мы уделяем расширению взаимодействия с правоохранительными органами, всеми службами исполнительной власти области, осуществляющими финансовый контроль.
Одним из приоритетных направлений нашей работы является выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также повышение налоговой дисциплины. Особое место занимает работа по обеспечению налогового законодательства при производстве и реализации алкогольной продукции.
За 9 месяцев текущего года, по предварительным данным, в бюджетную систему на территории Кемеровской области мобилизовано налогов и сборов 54.1 млрд. руб., что на 17.4 млрд. руб. (47.3%) превышает поступления 9 месяцев 2003 года.
До конца года, по нашей оценке, еще будет мобилизовано во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды 18 млрд. руб.
Второй главной задачей является повышение результативности контрольной работы. Если в 2003 году результативность выездных проверок, без учета ликвидируемых, была 87%, то в текущем году увеличилась на 9,6% и в конце года будет 99%.
Одной из главных задач также является перерегистрация индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 01.10.2004 года прошли перерегистрацию 63% отчитывающихся предпринимателей.
Переход на технологию представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде также очень важен. По состоянию на 01.10.2004 года 82% от фактически отчитывающихся юридических лиц и 51% индивидуальных предпринимателей воспользовались передовой технологией (на магнитных носителях и по каналам связи).

Отдел работы
с налогоплательщиками и СМИ
УМНС России
по Кемеровской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru