Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 23.03.2004 № 3-93/04
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ СТАТЬИ 5 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ИЮНЯ 1994 Г. № 1-ОЗ "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2-Й КВАРТАЛ 1994 ГОДА, СТАТЬИ 2 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.07.1994 № 3-ОЗ "О БЮДЖЕТЕ НА 3-Й КВАРТАЛ 1994 ГОДА", П. 8 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.10.94 № 6-ОЗ "О БЮДЖЕТЕ ОБЛАСТИ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ 1994 ГОДА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2004 г. по делу № 3-93/04

<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ СТАТЬИ 5 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 17 ИЮНЯ 1994 Г. № 1-ОЗ "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ
НА 2-Й КВАРТАЛ 1994 ГОДА, СТАТЬИ 2 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 07.07.1994 № 3-ОЗ "О БЮДЖЕТЕ НА 3-Й КВАРТАЛ
1994 ГОДА", П. 8 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 16.10.94 № 6-ОЗ "О БЮДЖЕТЕ ОБЛАСТИ
НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ 1994 ГОДА>

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Краевой Л.В.,
при секретаре Голубевой О.Г.,
с участием прокурора Шатиловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 23 марта 2004 г. Гражданское дело по заявлению Лотца Виктора Ивановича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статьи 5 Закона Кемеровской области от 17 июня 1994 года № 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2 квартал 1994 года", статьи 2 Закона Кемеровской области от 7 июля 1994 года № 3-ОЗ "О бюджете на 3 квартал 1994 года", пункта 8 статьи 4 Закона Кемеровской области от 16 ноября 1994 года № 6-ОЗ "О бюджете области на 2 полугодие 1994 года", Приложения № 1 "Программы на 1994 год" в части,

установил:

Лотц В.И. обратился с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия статьи 5 Закона Кемеровской области от 17 июня 1994 года № 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2 квартал 1994 года" в части, предусматривающей финансирование программы "Фата" с выделением ассигнований из областного бюджета в сумме 11,2 млрд. неденоминированных рублей, статьи 2 Закона Кемеровской области от 7 июля 1994 года № 3-ОЗ "О бюджете на 3 квартал 1994 года, в части, предусматривающей финансирование из областного бюджета программы "Фата" в пределах ассигнований в сумме 11,2 млрд. неденоминированных рублей, пункта 8 статьи 4 Закона Кемеровской области от 16 ноября 1994 года № 6-ОЗ "О бюджете области на 2 полугодие 1994 года", Приложение № 1 Программы на 1994 год в части, предусматривающей финансирование программы "Фата" - итальянская линия" с выделением ассигнований из областного бюджета в сумме 56000 млн. неденоминированных рублей по плану на год, в том числе 34454,9 млн. неденоминированных рублей на 2 полугодие 1994 года. Указанные законы опубликованы в газете "Кузбасс" 19 ноября 1994 года № 237, 24 июня и 12 июля 1994 года № № 130, 143 и 19 ноября 1994 года № 237.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что указанные нормативные правовые акты в оспариваемой части противоречат федеральному законодательству и нарушают охраняемое законом его право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, достаточный жизненный уровень для него и членов его семьи, поскольку финансирование получаемой им заработной платы как сотрудника Кемеровской областной клинической больницы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Заявитель ссылается на то, что основанием для издания оспариваемых законов Кемеровской области в оспариваемой части явилось заключение Кемеровской областью как субъектом Российской Федерации контракта № 004/к от 12 июня 1992 года с итальянской фирмой "Фата Юропиан Груп С.р.л." о закупке оборудования на сумму 202,54 млн. долларов США и соглашение № 3104/483 от 25 августа 1993 года с Банком внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) о кредитной линии на сумму 172,16 млн. долларов США с целью оплаты 85% стоимости указанного контракта. Сделки были заключены Кемеровской областью, как субъектом Российской Федерации, в лице бывшего Главы Администрации Кемеровской области Кислюка М.Б. Согласно данным сделкам, составляющим существо программы "Фата" - итальянская линия", Администрация Кемеровской области должна была оплатить стоимость импортного оборудования в размере 202 млн. долларов США и погасить кредит в размере 172,16 млн. долларов США, направленный на закупку указанного импортного оборудования.
Законы Кемеровской области в оспариваемых частях являются действующими, поскольку бюджетные правоотношения носят длящийся характер. В соответствии с ранее действующим законодательством (ст. 15 Закона РФ Закона РФ от 10.10.1991 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса", ст. ст. 5, 28 Закона РФ от 15.04.1993 "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", действовавших на момент принятия оспариваемых законов, ст. ст. 271 - 273 ныне действующего Бюджетного кодекса РФ) к ведению представительного органа государственной власти области относится утверждение отчета об исполнении бюджета, который должен быть представлен исполнительным органом государственной власти.
Администрация Кемеровской области не вносила на рассмотрение представительного органа государственной власти Кемеровской области законопроекты об исполнении бюджетов Кемеровской области на 2, 3 кварталы 1994 года, полугодие 1994 года. Законы об исполнении бюджетов не принимались. Оспариваемые законы не отменялись в части или полностью.
По мнению заявителя, указанные сделки были заключены Администрацией Кемеровской области с нарушением действующего на момент их совершения законодательства, поэтому выделение бюджетных ассигнований, предназначенных для финансирования расходов по погашению указанных долговых обязательств Кемеровской области, является неправомерным.
Согласно ст. 69 (абз. 14), п. 1 ст. 86 (абз. 3) Бюджетного кодекса РФ допускается финансирование из бюджета субъекта РФ, расходов на обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ представляющего собой совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Перечень форм долговых обязательств субъекта определен п. 3 ст. 99 Бюджетного кодекса РФ, который не подлежит расширительному толкованию. Договор поставки в этом перечне отсутствует. Поэтому контракт с итальянской фирмой "Фата Юропиан Груп С.р.л." о поставке оборудования не мог являться основанием для возникновения долгового обязательства Кемеровской области.
Кредитные договоры и соглашения предусмотрены бюджетным законодательством как основания возникновения долгового обязательства субъекта РФ. Кредитные соглашения и договоры являются гражданско-правовыми сделками. Заключения, исполнение и основания которых регулируются гражданским правом. Следовательно, для того чтобы кредитные соглашения и договоры могли существовать как законная форма долгового обязательства субъекта РФ, они должны быть действительными и соответствовать закону.
Соглашение Администрации Кемеровской области с Внешэкономбанком и контракт с итальянской фирмой "Фата Юропиан Груп С.р.л." являются недействительными вследствие нарушения требований федерального законодательства, действовавшего на момент заключения указанных сделок. Считает, что указанные соглашение и контракт были заключены Администрацией Кемеровской области с превышением полномочий, предоставленных органу исполнительной власти действовавшим на тот момент федеральным законодательством.
Были нарушены: п. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 18, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 50 Закона РФ от 05 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" согласно которым областная администрация вправе: распоряжаться объектами собственности области (включая средства бюджета) в пределах, установленных законами, а также решениями областного Совета, принятыми в пределах компетенции; заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции только на основании решения областного Совета; пользоваться кредитами на хозяйственные и социальные цели исключительно в порядке, установленном областным Советом; решать вопросы по приобретению, использованию и отчуждению объектов собственности в соответствии с решениями областного Совета; областной Совет самостоятельно определяет направления расходования средств областного бюджета; положения части 2 ст. 12 Закона РФ от 15 апреля 1993 года "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", предоставляющей областной администрации получать только краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет их собственных ресурсов по решению областного Совета, определяющего приемлемые условия кредитного соглашения с банком; п. 3 ст. 13 Закона РФ от 10 октября 1991 года "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", устанавливающей, что решения органа исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета, подлежат утверждению областным Советом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
Администрация Кемеровской области не обращалась в представительный орган государственной власти по поводу санкционирования контракта с итальянской фирмой "Фата Юропиан Груп С.р.л." и соглашения о кредитной линии с Внешэкономбанком. Представительный орган государственной власти области не принимал решений, дающих полномочия областной администрации заключить внешнеторговый контракт и соглашение о кредитной линии. Не определял условия соглашения с Внешэкономбанком о предоставлении и погашении кредита. В нарушение законодательства соглашение о кредитной линии с Внешэкономбанком относится к долгосрочному - более 10-летним сроком действия, так как кредит должен быть погашен 30 апреля 2004 года.
Администрация, заключив указанные сделки, превысила свои полномочия.
Указы Президента РФ № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ" и № 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ", расширившие компетенцию исполнительных органов власти и ограничившие действие законов РФ, были приняты соответственно 9 и 22 октября 1993 года, то есть после заключения контракта и соглашения. Поэтому, по мнению заявителя, выделение средств из областного бюджета на финансирование программы "Фата" - итальянская линия" на 2 полугодие 1994 года, 2, 3 квартал 1994 года не имеет законных оснований.
Контракт и соглашение о кредитной линии противоречат действующему федеральному законодательству:
1) п. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 11 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", так как вышеуказанные договоры Кемеровской области соответствующими законами Кемеровской области не утверждались и не ратифицировались (как того требуют, наряду с федеральным законодательством, ст. 4 Устава Кемеровской области, ст. ст. 1, 2, 4 Закона Кемеровской области от 29 января 1998 года № 5-ОЗ "О ратификации и денонсации договоров Кемеровской области");
2) п. 7 ч. 2 ст. 8 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", п. 1 ст. 1 ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", в соответствии с которыми субъекты РФ имеют право заключать соглашения в области внешнеторговых и внешнеэкономических связей только с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, но не с иностранными коммерческими организациями.
Заявитель считает, что как внешнеторговый контракт, так и кредитное соглашение являются ничтожными сделками, не влекут правовых последствий со дня их заключения и, следовательно, не могут быть признаны законными долговыми обязательствами Кемеровской области, включены в государственную долговую книгу области и не подлежат финансированию из областного бюджета, что предусмотрено оспариваемыми в части законами Кемеровской области и приложением № 1.
Бюджетным ассигнованиям, направленным по оспариваемым законам на финансирование внешнеторгового контракта и соглашения о кредитной линии, не предшествовали анализ экономических возможностей бюджета Кемеровской области по погашению банковского кредита, не прогнозировались последствия для областного бюджета, изменения в макроэкономической среде. Объем дефицита от собственных доходов областного бюджета составил в 1994 году 43,6%, а в 1995 году - 53,4%. Оспариваемые законы противоречат ч. 3 ст. 4 действовавшего Закона РФ от 10 октября 1991 года "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", согласно которой составление бюджета должно производиться в соответствии с прогнозами социально-экономического развития территорий.
Ст. ст. 28, 37 действующего Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Оспариваемые положения законов области не соответствуют п. п. 1 и 3 ст. 104 Бюджетного кодекса РФ, ч. 3 и 4 ст. 1 Закона области "О привлечении кредитов Администрацией области, представлении бюджетных кредитов государственных гарантий юридическим лицам в Кемеровской области", поскольку выделяемые из областного бюджета финансовые средства направлены на финансирование расходов по оплате стоимости импортного оборудования, закупленного по ничтожной сделке, за счет использования кредита по ничтожному кредитному соглашению. Отсутствует решение областного Совета о разрешении Администрации области осуществить государственное внутреннее заимствование. Соглашение о кредитной линии не включено в программу государственных внутренних заимствований области; такая программа отсутствует, что противоречит ст. 110 Бюджетного кодекса РФ.
В результате принятия и исполнения оспариваемых в части законов, содержащих противоречащие федеральному законодательству положения, касающиеся финансирования программы "Фата" - итальянская линия", из областного бюджета незаконно изъяты значительные денежные суммы. Вследствие этого не были увеличены расходы на социально-значимые нужды, в том числе расходы, предназначенные для оплаты труда работников бюджетной сферы, включая работников системы здравоохранения, где работает заявитель Лотц. В связи с недофинансированием программы "Фата" - итальянская линия" во втором полугодии 1994 года в сумме 17684,5 млн. неденоминированных рублей эти средства наряду с ранее неправомерно изъятыми из бюджета области также могут быть изъяты, поскольку оспариваемые законы возлагают на администрацию области осуществить платежи во исполнение незаконного долгового обязательства.
Изъятие бюджетных средств приведет к сокращению бюджетного финансирования системы областного здравоохранения, в том числе и ГУЗ "Кемеровская областная клиническая больница", где работает заявитель.
Кроме этого, заявитель указывает, что вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 15 июля 2003 года по делу 3-160/03 по его заявлению о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 статьи 10 (приложение 7) Закона Кемеровской области от 11 июля 1995 года № 13-ОЗ "Об областном бюджете на 1995 год", в котором участвовали те же лица, установлены приведенные в настоящем заявлении обстоятельства, свидетельствующие о ничтожности внешнеторгового контракта и соглашения о кредитной линии и незаконным долговым обязательством Кемеровской области, а также свидетельствующее о неправомерности бюджетного финансирования программы "Фата" - итальянская линия". В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение.
В судебном заседании заявитель Лотц В.И. заявленные требования поддержал полностью и просил признать законы Кемеровской области в оспариваемой части недействующими со дня принятия.
Представитель Администрации Кемеровской области Акимов В.А., действующий на основании постоянной доверенности от 17.04.03 и представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Карпов О.Н., действующий на основании постоянной доверенности от 06.10.2003, заявленные требования признали полностью. Пояснили, что суду следует учесть преюдициальное значение уже доказанных фактов в решении по заявлению Лотца В.И. от 15.07.2003.
Представитель Администрации Кемеровской области Акимов представил суду экспертное заключение оценщиков ООО "Аналитический консультационный центр "Департамент профессиональной оценки" (г. Москва), свидетельствующее о том, что максимально возможная стоимость поставленного оборудования на дату заключения контракта № 004/к от 12.06.1992 составляет в действительности 82,82 млн. долларов США против 201,3 млн. долларов США по условиям контракта (без учета затрат на обучение). Контрактная стоимость необоснованно завышена, поэтому недопустимо финансирование контракта за счет бюджетных средств.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, выслушав заключение прокурора Кемеровской областной прокуратуры Шатиловой Е.Н., полагавшей заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Законодательным Собранием Кемеровской области 13 мая, 29 июня и 4 ноября 1994 года были приняты Законы Кемеровской области № 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2 квартал 1994 г.", № 3-ОЗ "О бюджете на 3 квартал 1994 года", № 6-ОЗ "О бюджете области на 2 полугодие 1994 г.", указанные Законы были подписаны Главой администрации Кемеровской области М.Б.Кислюком соответственно 17 июня, 7 июля и 16 ноября 1994 года и опубликованы в официальном издании - газете "Кузбасс" 24 июня, 12 июля, 19 ноября 1994 года в № № 130, 143, 237.
Статьей 5 Закона № 1-ОЗ от 17 июня 1994 года были утверждены целевые программы с финансированием в размере 20% годовой суммы, в том числе выделены ассигнования из областного бюджета на финансирование программы "Фата" в размере 11,2 млрд. неденоминированных рублей.
В соответствии со ст. 2 Закона № 3-ОЗ от 7 июля 1994 г. предусмотрено производить финансирование расходов по областному бюджету в 3 квартале 1994 года в пределах ассигнований, установленных на 2 квартал 1994 г., т.е. в 3 квартале решено направить на финансирование программы "Фата" также 11,2 млрд. неденоминированных рублей.
На основании пункта 8 статьи 4 Закона № 6-ОЗ от 16 ноября 1994 года решено направить ассигнования из областного бюджета на финансирование областных целевых программ согласно приложению № 1, в соответствии с которым на финансирование программы "Фата" - итальянская линия" предусмотрено выделить по плану на год 56000 млн. неденоминированных рублей, в том числе 34454,9 млн. неденоминированных рублей на 2 полугодие 1994 года.
Основанием для издания оспариваемых в части Законов Кемеровской области явилось заключение Кемеровской областью как субъектом Российской Федерации контракта № 004/к от 12 июня 1992 года с итальянской фирмой "Фата Юропиан Груп С.р.л." о закупке оборудования на сумму 202,54 млн. долларов США и соглашение № 3104/483 от 25 августа 1993 года с Банком внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) о кредитной линии на сумму 172,16 млн. долларов США с целью оплаты 85% стоимости указанного контракта. Сделки были заключены Кемеровской областью, как субъектом Российской Федерации, в лице бывшего Главы Администрации Кемеровской области Кислюка М.Б.
В рамках исполнения контракта и соглашения о кредитной линии Администрацией Кемеровской области были заключены дополнительные договоры, дополнения и кредитные соглашения (л. д. т. 2).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (с последующими изменениями), действовавшего на момент заключения внешнеэкономического контракта и кредитного соглашения, указанных выше, бюджетный процесс в Российской Федерации строится в соответствии с настоящим Законом, иными законами РСФСР, регулирующими бюджетный процесс, а также законами республик в составе РСФСР, решениями Советов народных депутатов.
Согласно ст. 13 названного Закона РСФСР решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части или увеличение расходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим Верховным Советом или местным Советом народных депутатов, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. 14, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 50 Закона РФ от 05.03.92 № 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (с последующими изменениями) краевая, областная администрация на основании решения краевого, областного Совета вправе заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет средств краевых, областных валютных фондов и на иной основе; вправе пользоваться кредитами на хозяйственные и социальные цели в порядке, установленном краевым, областным Советом; решает вопросы по созданию, приобретению, использованию и отчуждению объектов собственности в соответствии с законами Российской Федерации и решениями краевого, областного Совета.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона РФ от 15.04.93 № 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных средств фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" исполнительный орган власти вправе получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет их собственных ресурсов по решению представительного органа власти, в котором определяются приемлемые условия заключения соглашения исполнительного органа власти с банком о предоставлении и погашении кредита.
В судебное заседание было представлено решение Кемеровского областного суда, вступившее в законную силу от 15 июля 2003 года, по заявлению Лотца Виктора Ивановича о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 статьи 10 (приложение 7 "Перечень целевых региональных программ на 1995 год") Закона Кемеровской области от 11 июля 1995 года № 13-ОЗ "Об областном бюджете на 1995 год" в части финансирования программы "Фата" - итальянская линия" в сумме 80000 млн. неденоминированных рублей. В указанном деле участвовали те же лица, что и в настоящем деле. Суд соглашается с доводами Лотца, представителей администрации Кемеровской области и Совета народных депутатов о преюдициальном значении вступившего в законную силу решения Кемеровского областного суда от 15 июля 2003 года № 3-160/03. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Согласно разъяснения в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", необходимым условием освобождения от повторного доказывания тех же обстоятельств и запрета их оспаривания является неизменность лиц, участвующих в деле.
Преюдициальное значение для рассмотрения данного гражданского дела в соответствии с частью 2 ст. 61 ГПК РФ имеют следующие обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 15 июля 2003 года по делу 3-160/03: Бюджетные отношения носят длящийся характер, не ограничиваются тем временным периодом, на который принят соответствующий бюджет.
Представительный орган государственной власти Кемеровской области не принимал решений, позволявших Администрации Кемеровской области заключить контракт № 004/к от 12.06.1992 и соглашение № 3104/483 от 25 августа 1993 года.
Контракт № 004/к от 12.06.1992 и соглашение № 3104/483 от 25 августа 1993 года, которые повлекли за собой бюджетные ассигнования, являются недействительными (ничтожными) сделками, так как заключены с нарушением п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 14, п. ст. 18, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 50 Закона РФ от 05.03.1992 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", ч. 2 ст. 12 Закона РФ от 15.04.1993 "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", п. 3 ст. 13 Закона РФ от 10.10.1991 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", п. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 3 ст. 99 Бюджетного кодекса РФ недействительные контракт № 004/к от 12.06.1992 и соглашение № 3104/483 от 25.08.1993 не могут быть признаны основанием для возникновения долгового обязательства Кемеровской области.
У Администрации Кемеровской области не могло возникнуть по недействительному кредитному соглашению обязательство перед Внешэкономбанком по погашению кредита, направленного на закупку оборудования по ничтожной сделке-контракту № 004/к от 12.06.1992.
Недействительное кредитное соглашение не может быть признано законным долговым обязательством Администрации Кемеровской области, подлежащим финансированию из областного бюджета, и как ничтожная сделка не может служить основанием для внесения его в качестве долгового обязательства в государственную долговую книгу Кемеровской области.
Заключению контракта № 004/к от 12.06.1992 и соглашения № 3104/483 от 25.08.1993 в нарушение законодательства не предшествовали предварительная разработка технико-экономического обоснования целесообразности привлечения кредита и оценка возможностей бюджета области по обслуживанию кредитной линии, не прогнозировались изменения в макроэкономической среде, последствия для областного бюджета.
Финансирование программы "Фата" - итальянская линия" из областного бюджета противоречит федеральному законодательству, нарушает охраняемые законом права Лотца В.И. на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, на достаточный жизненный уровень.
Задолженность, начисленная Внешэкономбанком Администрации Кемеровской области, достигшая на 1 апреля 2003 года почти 275 млн. долларов США, ставит Кемеровскую область на грань банкротства, что приведет к безусловному нарушению законных прав и интересов Лотца В.И.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что заявления Лотца В.И. подлежат удовлетворению. Оспариваемые законы в части противоречат федеральному закону, поэтому признаются недействующими со дня принятия.
Суд полагает необходимым в соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ обязать редакцию газеты "Кузбасс" опубликовать в месячный срок со дня вступления решения суда в силу сообщение о данном решении.
Руководствуясь ст. 195 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявления Лотца Виктора Ивановича удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия статьи 5 Закона Кемеровской области от 17 июня 1994 года № 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2 квартал 1994 года" в части, предусматривающей финансирование программы "Фата" с выделением ассигнований из областного бюджета в сумме 11,2 млрд. неденоминированных рублей, статьи 2 Закона Кемеровской области от 7 июля 1994 года № 3-ОЗ "О бюджете на 3 квартал 1994 года" в части, предусматривающей финансирование из областного бюджета программы "Фата" в пределах ассигнований в сумме 11,2 млрд. неденоминированных рублей, пункта 8 статьи 4 Закона Кемеровской области от 16 ноября 1994 года № 6-ОЗ "О бюджете области на 2 полугодие 1994 года", приложение № 1 Программы на 1994 год в части, предусматривающей финансирование программы "Фата" - итальянская линия" с выделением ассигнований из областного бюджета в сумме 56000 млн. неденоминированных рублей по плану на год, в том числе 34454,9 млн. неденоминированных рублей на 2 полугодие 1994 года. Обязать редакцию газеты "Кузбасс" опубликовать сообщение о данном решении в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме 25 марта 2004 года.

Судья
Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru