ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации муниципального образования "Крапивинский район" от 03.12.2003 № 16
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРАПИВИНСКОГО РАЙОНА")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КРАПИВИНСКИЙ РАЙОН"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2003 г. № 16
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
В целях сохранения здоровья обучающихся, воспитанников, повышения эффективности работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни, признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья обучающихся, руководствуясь Законом РФ "Об образовании", национальной доктриной о модернизации образования, приказами Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 от 30.05.2002 "О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ", № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ":
1. Утвердить комплексную целевую программу "Здоровье и образование" (приложение № 1).
2. Утвердить Положение о межведомственном координационном совете по вопросам сохранения здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Крапивинского района (приложение № 2).
3. Утвердить состав межведомственного координационного совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Крапивинского района (приложение № 3).
4. Информацию о ходе выполнения программы "Здоровье и образование" заслушать в июне 2004 г., декабре 2005 г.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации по социальным вопросам А.А.Попова.
Глава
муниципального образования
В.А.МАЛИН
Приложение № 1
к постановлению Администрации
муниципального образования
"Крапивинский район"
от 3 декабря 2003 г. № 16
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
КРАПИВИНСКОГО РАЙОНА "ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
Статус программы: районная
I раздел
ПАСПОРТ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
-------------------------T------------------------------------------------------------¬
¦ Наименование программы ¦ "Здоровье и образование" ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Дата принятия решения ¦ ¦
¦о разработке программы ¦ ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Государственный заказчик¦Управление образования администрации Крапивинского района ¦
¦программы ¦ ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Муниципальное управление образования, администрация ¦
¦программы ¦муниципального образования "Крапивинский район", КРИПК и ¦
¦ ¦ПРО, КемГУ ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи программы,¦Формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов ¦
¦важнейшие целевые ¦образовательного процесса Крапивинского района: ¦
¦показатели ¦- контроль за соблюдением законодательных и нормативных ¦
¦ ¦ актов, регламентирующих деятельность образовательных ¦
¦ ¦ учреждений различного типа и уровня в вопросах сохранения ¦
¦ ¦ здоровья учащихся и педагогов; ¦
¦ ¦- оптимизация качества воспитания и образования дошкольников¦
¦ ¦ учащихся школ на основе учета их индивидуальных ¦
¦ ¦ способностей, склонностей, адаптационно-приспособительных ¦
¦ ¦ возможностей, выбора педагогических программ и профиля ¦
¦ ¦ обучения; ¦
¦ ¦- улучшение материально-технической базы образовательных ¦
¦ ¦ учреждений, служащей для формирования здоровья участников ¦
¦ ¦ образовательного процесса; ¦
¦ ¦- осуществление медико-физиологического, ¦
¦ ¦ психолого-педагогического мониторинга и диагностики за ¦
¦ ¦ состоянием здоровья дошкольников, учащихся образовательных¦
¦ ¦ учреждений и педагогов школ Крапивинского района; ¦
¦ ¦- создание информационного банка о состоянии здоровья ¦
¦ ¦ учащихся и воспитанников образовательных учреждений ¦
¦ ¦ района; ¦
¦ ¦- научно-методическое, организационное, правовое обеспечение¦
¦ ¦ программы "Здоровье и образование", включая: ¦
¦ ¦ - построение непрерывной системы образования по вопросам ¦
¦ ¦ формирования, сохранения и укрепления здоровья ¦
¦ ¦ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений ¦
¦ ¦ для педагогов, психологов, специалистов центра ¦
¦ ¦ психолого-педагогической реабилитации и коррекции; ¦
¦ ¦ - формирование системы знаний о здоровье, здоровом образе ¦
¦ ¦ жизни и мотивации на сохранение здоровья у обучающихся, ¦
¦ ¦ воспитанников через цикл учебных дисциплин и внеучебных ¦
¦ ¦ форм деятельности; ¦
¦ ¦ - подготовку, издание научной, учебно-методической и ¦
¦ ¦ учебной литературы, просвещение населения района о ¦
¦ ¦ здоровом образе жизни с помощью средств массовой ¦
¦ ¦ информации. ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации¦2003 - 2006 г.г. ¦
¦программы ¦ ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм ¦- создание условий, способствующих сохранению и укреплению ¦
¦основных мероприятий ¦ здоровья в образовательных учреждениях района; ¦
¦ ¦- организация и проведение межведомственных мероприятий по ¦
¦ ¦ охране и укреплению здоровья субъектов образовательного ¦
¦ ¦ процесса; ¦
¦ ¦- обеспечение непрерывного образования педагогов и учащихся ¦
¦ ¦ по вопросам формирования, сохранения и укрепления ¦
¦ ¦ здоровья. ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Муниципальное управление образования, муниципальное ¦
¦ ¦управление Крапивинская центральная районная больница, ¦
¦ ¦управление социальной защиты населения, государственное ¦
¦ ¦учреждение "Центр государственного ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора в Крапивинском ¦
¦ ¦районе", образовательные учреждения района, центр ¦
¦ ¦психолого-педагогической реабилитации и коррекции, ¦
¦ ¦детско-юношеский клуб физической подготовки, муниципальный ¦
¦ ¦Крапивинский районный Дом детского творчества детей и ¦
¦ ¦юношества, межведомственный координационный совет по ¦
¦ ¦здоровью, муниципальная общеобразовательная Крапивинская ¦
¦ ¦средняя школа, муниципальная средняя общеобразовательная ¦
¦ ¦Борисовская школа, муниципальная общеобразовательная ¦
¦ ¦Зеленовская средняя школа, муниципальная средняя ¦
¦ ¦общеобразовательная Шевелевская средняя школа, МОУ ¦
¦ ¦"Зеленогорская общеобразовательная средняя школа". ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦В результате выполнения программы будут: ¦
¦результаты реализации ¦- снижена заболеваемость; ¦
¦программы ¦- повышено качество обучения воспитанников; ¦
¦ ¦- определены реальные возможности учреждений образования по ¦
¦ ¦ охране и укреплению здоровья школьников, формированию ¦
¦ ¦ у них здорового образа жизни; ¦
¦ ¦- разработан научно-обоснованный социально-педагогический и¦
¦ ¦ психолого-физиологический мониторинг, обеспечивающий ¦
¦ ¦ возможность своевременной оценки и коррекции влияния ¦
¦ ¦ педагогических инноваций, условий обучения, социальных ¦
¦ ¦ перемен на состояние здоровья всех субъектов ¦
¦ ¦ образовательного процесса; ¦
¦ ¦- апробированы методики по ранней диагностике, прогнозу и ¦
¦ ¦ коррекции предрасположенности к вредным привычкам; ¦
¦ ¦- разработаны материалы, позволяющие систематизировать ¦
¦ ¦ деятельность учреждений образования района по формированию¦
¦ ¦ здорового образа жизни детей, подростков, педагогов; ¦
¦ ¦- создана информационная база данных о фундаментальных, ¦
¦ ¦ прикладных исследованиях по культуре здоровья, о ¦
¦ ¦ программно-технических средствах, методах оценки, ¦
¦ ¦ коррекции и реабилитации психологического здоровья; ¦
¦ ¦- подготовлена учебно-методическая литература по проблемам ¦
¦ ¦ научных основ формирования и сохранения здоровья, его ¦
¦ ¦ мониторинга и коррекции; ¦
¦ ¦- реализована система подготовки и переподготовки ¦
¦ ¦ квалифицированных кадров, обеспечивающих целенаправленную ¦
¦ ¦ деятельность по охране и укреплению здоровья обучающихся, ¦
¦ ¦ воспитанников, педагогов, воспитанию ценностных мотиваций ¦
¦ ¦ на здоровый образ жизни; ¦
¦ ¦- разработаны, апробированы и внедрены ¦
¦ ¦ познавательно-развивающие педагогические технологии ¦
¦ ¦ (методики) оздоровительной направленности в соответствии ¦
¦ ¦ с возрастом, индивидуальными психофизиологическими ¦
¦ ¦ способностями и возможностями учащихся. ¦
+------------------------+------------------------------------------------------------+
¦Система управления ¦Общее руководство программой осуществляет районный ¦
¦программой и контроль ¦координационный межведомственный совет по здоровью, контроль¦
¦ ¦за реализацией разделов программы осуществляют научные ¦
¦ ¦руководители: д.б.н., проф., заслуженный деятель науки РФ ¦
¦ ¦Э.М.Казин; к.б.н., доцент кафедры физиологии человека и ¦
¦ ¦животных КемГУ Н.Г.Блинова; ведущий специалист управления ¦
¦ ¦образования И.И.Свиридова ¦
L------------------------+-------------------------------------------------------------
II раздел
АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Состояние здоровья детей Российской Федерации вызывает большую тревогу общества и правительства. Среди детского населения высокая патологическая пораженность (до 80% детей), при этом частота и выраженность хронических заболеваний интенсивно увеличивается в период пребывания в школах, особенно это касается начальной и основной школы.
Ухудшение социально-экономических условий жизни обостряет проблему сохранения здоровья детей. На 1000 детей в России рождается один здоровый ребенок. Здоровых детей 10 - 12%. 40% детей считаются здоровыми, но имеют по одному соматическому заболеванию. Происходит массовое нарушение физического, полового и нервно-психического развития, за период обучения с 1 по 9-й класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза, заболеваемость в школах растет: 1990 г. - 0.7%; 2000 г. - 0.7%; 2001 г. - 0.9%.
Крапивинский район, входящий в состав Кемеровской области, расположен в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности, в пределах бассейна реки Томи.
На территорию Крапивинского района воздействует перенос атмосферных выбросов промышленности юга Кузбасса.
Исследования показали наличие тяжелых металлов в пределах нормы.
Анализ качества воды в реке Томь:
- по возвышенным частицами - 1 ПДК
- по нефтепродуктам - 3 ПДК
- по фенолам - 4 ПДК
- по биологической потребности в кислороде - 2 ПДК
- по химической потребности в кислороде - 1 ПДК
Рациональная обстановка по Cs - 137 оценивается в пределах 65 - 100 милликюри на 1 кв. м.
Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет вырастает также и в Крапивинском районе: 1999 г. - 12,2%; 2000 г.- 13,6%; 2001 г. - 13,4%;. Общая заболеваемость подростков: 1999 г. - 0,75%, 2000 г. - 0,87%, 2001 г. - 1,2%.
В настоящее время причинами сиротства являются:
Алкоголизм родителей, а отсюда - жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами, рост детской безнадзорности. На учете в районе состоят 207 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых 494 ребенка нуждаются в помощи государства. Более 25 детей ежегодно отбираются у родителей из неблагополучных семей через лишение родительских прав, а в этом году уже 35 детей. В специализированном учреждении "Муниципальный социальный приют" ежегодно находится 25 - 30 детей (приют рассчитан на 36 мест).
- В области ежегодно более трех тысяч детей остаются без родительского попечения, лишь 15 процентов из них - круглые сироты. В районе детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно выявляется более 55. В 2003 г. выявлено уже 65 таких детей, из них направлены в детские государственные учреждения - 13 детей, 11 - определены в семьи граждан под опеку и попечительство. Из 76 воспитанников Зеленогорского детского дома и его филиала, только 18 детей являются круглыми сиротами (23,7%).
Из 130 детей, находящихся под опекой, попечительством, 40 - круглые сироты (30,8%).
- Увеличивается количество детей, имеющих психические отклонения. Ежегодно 30 детей направляются на обучение в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В Крапивинской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида обучается 121 ребенок.
Увеличились заболевания, связанные с миопией на 10% по сравнению с 1999 годом, болезни костно-мышечной системы: в 1999 г. - 12,5%; 2000 г. - 45,3%; 2001 г. - 58,2%, а заболеваний нервной системы в 2001 г. зарегистрировано у 334 детей в возрасте 15 - 17 лет и 509 детей в возрасте от 1 до 14 лет.
Такая динамика состояния здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.
Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье детей, учащейся молодежи, следует выделить:
- интенсификацию учебного процесса и гиподинамию;
- стрессовую ситуацию в семье и школе;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- низкий уровень профилактического обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
В сельском районе возникают проблемы в трудоустройстве, выборе профессий, адаптации, все это вызвало необходимость разработки районной комплексной целевой программы "Здоровье и образование", которая поможет выработать единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанный на научном обосновании образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных морфофизиологических, половых и возрастных особенностей детей, учащейся молодежи, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находятся образовательные учреждения Крапивинского района.
III раздел
ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Настоящая целевая научно-практическая программа разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", национальной доктриной о модернизации образования, приказами Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 от 30.05.2002 "О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ", № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"; в проекте программы МО РФ "Здоровье и образование" (2003 г.).
Стратегической целью программы является повышение качества образования детей, подростков, молодежи и педагогов учреждений образования Крапивинского района за счет осуществления индивидуально-ориентированной психолого-педагогической и медицинской помощи, оказания помощи образовательным учреждениям по вопросам обучения здоровому образу жизни.
Программа должна обеспечить в системе образования условия активного участия индивида в формировании, сохранении, укреплении и восстановлении резервов своего здоровья для наиболее полного овладения знаниями, профессией.
Научной основой концепции программы является понимание, что наука о здоровье базируется на накопленных знаниях морфологии, генетики, физиологии, психологии, экологии, культуры человека и педагогики. Эти науки в совокупности определяют понимание механизмов формирования, сохранения и укрепления здоровья, формирования, реализации и восстановления функциональных резервов организма, механизмов, обеспечивающих устойчивость, надежность развертывания, оптимальность реализации биологических, психических функций индивида в онтогенезе, в конкретных условиях его жизнедеятельности, а также позволяют формировать мотивацию на здоровье, здоровый образ жизни.
Одной из наиболее актуальных задач является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического. Каждое из этих направлений содержит инвариантную часть - технологию работы педагога, психолога, медика в образовательном учреждении и вариативную часть, которая позволяет каждому ДОУ, школе иметь свой стиль и собственные методы работы.
Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий предполагает, прежде всего, обеспечение содержания образовательного процесса личностным, интеллектуальным и адаптационно-приспособительным возможностям учащихся.
Принцип познавательно-развивающей деятельности учащихся в сочетании с сохранением и укреплением их здоровья в образовательном процессе предполагает и использование дифференцированного подхода к гармоничному развитию личности, а также решение следующих задач:
- повышение адаптивных возможностей организма обучающихся, воспитанников с учетом их индивидуально-типологических особенностей;
- формирование устойчивой мотивации на потребность в здоровье и здоровом образе жизни на основе теоретических и эмпирических знаний в области физической культуры, предметов естественного и гуманитарного циклов;
- реализацию здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в учебной и повседневной деятельности на основе интеграции с педагогическими теориями личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Практически задачи программы должны решаться путем создания условий, реализации методов, программно-технических средств, подготовки и переподготовки кадров по проблемам здоровьесберегающего обучения и проведения мониторинга состояния здоровья учащихся, здоровьесбережения на основе программно-технических средств диагностики.
Мониторинг осуществляется районным центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, силами образовательных учреждений.
Структура центра основана на четырех функциональных блоках и предполагает динамичное взаимодействие.
I блок - диагностический - предусматривает контроль за состоянием функциональных систем организма детей и подростков.
Диагностика учащихся проводится по специальным автоматизированным программам, текстам, утвержденным МО РФ, рекомендованным областным психолого-валеологическим Центром и самостоятельно разработанным и прорецензированным программам.
Задачи диагностического блока оценить:
- темпы роста, уровень физического развития обучающихся;
- физическую работоспособность;
- нарушения осанки и различные отклонения физического развития;
- степень напряжения регуляторных систем;
- резервы адаптации организма;
- ранние нарушения системы кровообращения, центральной и вегетативной нервной системы;
- нарушения эндокринной регуляции обменных процессов;
- индивидуальные особенности в развитии нервной системы детей и подростков;
- функциональное состояние ЦНС (особенностей нейродинамики, умственной работоспособности свойства памяти и внимания);
- функциональную асимметрию мозга;
- уровень тревожности и степень эмоциональной напряженности учащихся;
- индивидуально-психологические, личностные особенности;
- интеллектуальное развитие учащихся;
- биологическую зрелость и психофизиологическую готовность детей к школе;
- проведение психологической, профессиональной консультации при наборе в классы с углубленным изучением предметов;
- проведение индивидуальной психологической консультации для детей и подростков;
- выявление недоразвития речи разной степени выраженности.
На основании полученных данных комплексной диагностики проводится анализ:
- состояния здоровья;
- степени напряжения регуляторных систем и резервов адаптации организма;
- уровня физического развития;
- уровня тревожности и степени эмоциональной напряженности;
- индивидуальных нейродинамических особенностей личности;
- уровня психического здоровья;
- профессиональной предрасположенности;
- уровня социальной адаптации;
- уровня готовности к обучению в школе дошкольников;
- уровня готовности к обучению в классах с углубленным изучением предметов;
- нарушений в развитии устной и письменной речи, препятствующих успешному освоению общеобразовательных программ.
Специалисты центра формируют рекомендации:
- дальнейшее углубленное обследование в специализированных медицинских учреждениях;
- коррекция отклонений физического развития учащихся (нарушение осанки, дефицит и избыток массы тела) с помощью средств физической культуры, лечебной физкультуры;
- коррекция неврозов, вегетососудистых дистоний через совершенствование условий и режима обучения, лечебно-профилактические мероприятия;
- повышение функциональных резервов организма, используя лечебно-профилактические мероприятия, включая средства физической культуры, методы психологической регуляции, традиционной и нетрадиционной медицины;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- оптимизация режима отдыха и учебы;
- проведение комплекса коррекционных либо реабилитационных мероприятий;
- введение здоровьесберегающих технологий в режим учебного дня;
- формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование системы физкультурно-оздоровительной работы в школе;
- внедрение реабилитационных и профилактических мероприятий в урочное и внеурочное время с использованием специалистов разного профиля;
- создание консультативного блока для родителей и педагогов (проведение консультаций для родителей по вопросам здоровья детей, для педагогов по внедрению новых здоровьесберегающих технологий);
- оказание консультативной помощи педагогам, родителям в своевременном предупреждении и преодолении трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
III блок - реабилитационно-коррекционный
Реабилитационно-коррекционный блок способен без специальных клинических вмешательств восстановить возникшие сдвиги функциональных резервов организма, нарушения в опорно-двигательном аппарате, отклонения в психоэмоциональном развитии.
Реабилитационный блок включает в себя:
- комнату психологической разгрузки;
- физиокабинет;
- солярий;
- сауну;
- логопедический кабинет;
- массажный кабинет;
- стоматологический кабинет;
- лечебно-физкультурный кабинет.
На базе реабилитационного блока проводятся лечебно-оздоровительные, корригирующие и реабилитационные мероприятия:
- общеукрепляющий, оздоровительный массаж детям, имеющим нарушения физического развития;
- общий массаж;
- мануальная терапия;
- коррекция нарушений осанки;
- коррекция плоскостопия;
- лечебная гимнастика для детей, имеющих хронические заболевания;
- дыхательная гимнастика;
- оздоровительная ритмика;
- разнообразные виды оздоровительно-подвижной гимнастики;
- занятия на тренажерах с целью повышения уровня физической работоспособности;
- физиолечение хронических больных;
- санация зубов;
- физиолечение ОРВи;
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
- оздоровительно-закаливающие водные процедуры (в сауне);
- тренировка памяти, внимания;
- обучение приемам саморегуляции;
- коррекция психоэмоционального состояния (тренинги, аутотренинги, музыкотерапия, сказкотерапия);
- групповая психотерапия.
IV блок - управленческий - осуществляет координацию научно-методической и практической деятельности с другими социальными и административными структурами.
Основными направлениями деятельности центра являются:
- комплексная психофизиологическая оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;
- выявление индивидуальных психофизиологических и соматических особенностей личности с целью дифференцированной организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, школе;
- ранняя диагностика отклонений физического развития учащихся младших классов (нарушение осанки, дефицит и избыток массы тела) и выдача рекомендаций по их коррекции с помощью средств физической культуры, лечебной физкультуры и прочее;
- прогностическая оценка функционального резерва организма; оздоровительно-профилактическая направленность включает различные формы оздоровления, направленные на повышение адаптивных возможностей организма, иммунных резервов:
а. профилактика гриппа;
б. профилактика миопии;
в. профилактика плоскостопия;
г. формирование правильной осанки;
д. профилактика вредных привычек: ВИЧ-инфекции, СПИДа;
е. витаминизация, фитооздоровление;
ж. коррекция психоэмоционального состояния.
Образовательные учреждения района по рекомендациям центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции обеспечивают:
1. образовательную деятельность, которая направлена на формирование у школьников, педагогов и родителей компетентности в области культуры здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) в единстве ее познавательного, ценностного, мотивационного и поведенческого компонентов;
2. развивающую деятельность, предполагающую реализацию в образовательном учреждении развивающих программ в отношении физических и социальных навыков, эмоциональных и личностных качеств с учетом возраста, сензитивных периодов и типа ведущей деятельности школьника;
3. профилактическую и оздоровительную работу через систематическое проведение профилактических мероприятий; повышение защитных сил и адаптивных возможностей учащихся и педагогов; организацию оптимальной двигательной активности;
4. коррекционно-реабилитационную деятельность, которая предполагает использование лечебной физической культуры и массажа, лечебной педагогики и логопедических воздействий, физиотерапевтических средств у детей с отклонениями в состоянии здоровья;
5. организацию мониторинга состояния здоровья и особенностей индивидуального развития обучающихся, позволяющего оперативно оценить благотворное влияние созданной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и эффективность оздоровительных и коррекционно-реабилитационных мероприятий.
IV раздел
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
----T--------------------------T---------------------------------------------------------¬
¦№ N¦ Направление ¦ Ожидаемые результаты ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 1.¦Осуществление системы ¦- создание психофизиологических паспортов здоровья ¦
¦ ¦медико-биологического и ¦ дошкольников, школьников, содержащих оценку ¦
¦ ¦психолого-педагогического ¦ функциональных резервов, соматического, ¦
¦ ¦мониторинга и коррекции ¦ психофизиологического, физического резервов, ¦
¦ ¦состояния здоровья детей, ¦ соматического, психофизиологического, физического ¦
¦ ¦подростков ¦ развития индивида, уровень его мотивации на здоровье и ¦
¦ ¦ ¦ здоровый образ жизни ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 2.¦Управление здоровьем детей¦- разработка и внедрение оздоровительной программы ¦
¦ ¦в образовательных ¦ "Сибирячок" для дошкольников, психолого-валеологических¦
¦ ¦учреждениях за счет ¦ программ для учащихся школ; ¦
¦ ¦увеличения ресурсных и ¦- укрепление материально-технической базы образовательных¦
¦ ¦адаптационных возможностей¦ учреждений в соответствии с современными требованиями и¦
¦ ¦организма, приведение ¦ условиями обучения; ¦
¦ ¦образовательных учреждений¦ улучшение уровня освещенности школ; ¦
¦ ¦в соответствие с ¦- организация рационального питания детей и подростков ¦
¦ ¦санитарно-гигиеническими ¦ в ДОУ и школах; ¦
¦ ¦требованиями ¦- витаминизация, фитотерапия; ¦
¦ ¦ ¦- профилактика йододефицитных, железодефицитных ¦
¦ ¦ ¦ состояний; ¦
¦ ¦ ¦- профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 3.¦Физическая культура и ¦- развитие материально-технической базы ¦
¦ ¦здоровье. Разработка ¦ спортивно-оздоровительного комплекса в ДОУ, школах, ¦
¦ ¦системы оптимизации ¦ ДЮКФП в целях укрепления здоровья детей и подростков; ¦
¦ ¦двигательной активности ¦- апробация и внедрение средств и методов оперативного ¦
¦ ¦детей и подростков ¦ контроля резервов функционального состояния организма, ¦
¦ ¦ ¦ физического развития, психической и интеллектуальной ¦
¦ ¦ ¦ деятельности детей, подростков при занятиях физической ¦
¦ ¦ ¦ культурой и спортом; ¦
¦ ¦ ¦- разработка комплекса учебно-методических программ и ¦
¦ ¦ ¦ пособий по адаптивной физической культуре ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 4.¦Охрана репродуктивного ¦- внедрение программы "Безопасное материнство" с целью ¦
¦ ¦здоровья детей и ¦ предупреждения материнской и перинатальной смертности, ¦
¦ ¦подростков, перинатальное ¦ планирования беременности, снижения "групп риска" ¦
¦ ¦развитие ¦ новорожденных детей ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 5.¦Разработка новых ¦- реализация модели "Школы здоровья"; ¦
¦ ¦технологий ¦- апробация и внедрение психолого-педагогических методов ¦
¦ ¦здоровьесберегающего ¦ и средств формирования, сохранения и укрепления ¦
¦ ¦образования ¦ здоровья обучающихся; ¦
¦ ¦ ¦- использование комплекса методов ¦
¦ ¦ ¦ социально-педагогической и психофизиологической ¦
¦ ¦ ¦ диагностики при выборе педагогических программ, ¦
¦ ¦ ¦ формировании профильных классов; ¦
¦ ¦ ¦- создание и использование информационных технологий ¦
¦ ¦ ¦ обучения; ¦
¦ ¦ ¦- психолого-педагогическое сопровождение специальных ¦
¦ ¦ ¦ (коррекционных) классов VII, VIII вида и классов ¦
¦ ¦ ¦ компенсирующего обучения ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 6.¦Интеграция базового и ¦- расширение сети оздоровительных площадок и улучшение их¦
¦ ¦дополнительного ¦ материально-технической базы; ¦
¦ ¦образования как одно из ¦- развитие творческого потенциала учащихся; ¦
¦ ¦условий, содействующих ¦- оптимизация педагогических способов решения ¦
¦ ¦развитию личности и ¦ профессиональных проблем; ¦
¦ ¦укреплению здоровья ¦- разработка и внедрение средств и методов ¦
¦ ¦обучающихся ¦ личностно-ориентированной и коррекционно-развивающей ¦
¦ ¦ ¦ работы с детьми "группы риска"; ¦
¦ ¦ ¦- укрепление здоровья детей с ограниченными адаптивными ¦
¦ ¦ ¦ возможностями ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 7.¦Разработка методов и ¦- использование на базе центра психолого-педагогической ¦
¦ ¦средств ¦ реабилитации и коррекции методов оказания ¦
¦ ¦психофизиологической ¦ психолого-педагогической и реабилитационной помощи ¦
¦ ¦коррекции и обучение детей¦ детям с ограниченными возможностями ¦
¦ ¦с ограниченными ¦ ¦
¦ ¦возможностями ¦ ¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 8.¦Формирование основ ¦- подготовка методических рекомендаций и пособий по ¦
¦ ¦здорового образа жизни ¦ вопросам формирования знаний и навыков здорового ¦
¦ ¦ ¦ образа жизни, культуры здоровья детей, подростков; ¦
¦ ¦ ¦- повышение уровня знаний педагогов и родителей по ранней¦
¦ ¦ ¦ профилактике СПИДа, наркомании; ¦
¦ ¦ ¦- создание системы антиалкогольного и антиникотинового ¦
¦ ¦ ¦ воспитания; ¦
¦ ¦ ¦- использование предметов естественного и гуманитарного ¦
¦ ¦ ¦ цикла для воспитания культуры здоровья; ¦
¦ ¦ ¦- проведение лекционных и практических занятий среди ¦
¦ ¦ ¦ руководителей образовательных учреждений по проблемам ¦
¦ ¦ ¦ здоровьесберегающего и адаптивного педагогического ¦
¦ ¦ ¦ руководства; ¦
¦ ¦ ¦- использование средств массовой информации по пропаганде¦
¦ ¦ ¦ здорового образа жизни; ¦
¦ ¦ ¦- подготовка и переподготовка специалистов по культуре ¦
¦ ¦ ¦ здоровья через систему средних специальных, высших ¦
¦ ¦ ¦ учебных заведений и на послевузовском этапе образования¦
+---+--------------------------+---------------------------------------------------------+
¦ 9.¦Научно-методическое ¦- разработка региональной модели сохранения и укрепления ¦
¦ ¦обеспечение деятельности ¦ здоровья обучающихся в системе образовательных ¦
¦ ¦в области охраны здоровья ¦ учреждений Кузбасса (научно-техническая программа МО РФ¦
¦ ¦детей, подростков и ¦ "Федерально-региональная политика в науке и ¦
¦ ¦педагогов ¦ образовании"); ¦
¦ ¦ ¦- апробация и внедрение модели социально-педагогического ¦
¦ ¦ ¦ и психофизиологического мониторинга для комплексной ¦
¦ ¦ ¦ оценки здоровья и адаптивных возможностей детей ¦
¦ ¦ ¦ дошкольного возраста, учащихся и педагогов ¦
¦ ¦ ¦ (научно-техническая региональная целевая программа ¦
¦ ¦ ¦ "Региональный заказ на научные исследования"); ¦
¦ ¦ ¦- публикация учебных, методических пособий и рекомендаций¦
¦ ¦ ¦ для образовательных учреждений (федеральная целевая ¦
¦ ¦ ¦ программа "Интеграция"); ¦
¦ ¦ ¦- участие в реализации федерально-ведомственной программы¦
¦ ¦ ¦ "Здоровье и образование" ¦
L---+--------------------------+----------------------------------------------------------
V раздел
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ И РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ" НА 2003 - 2006 Г.Г.
Будут:
- Разработаны и внедрены научно-методические подходы к созданию условий, способствующих психолого-медико-социальному сопровождению учебного процесса, формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, подростков, учащейся молодежи Крапивинского района.
- Подготовлены и внедрены в практику работы образовательных учреждений района межведомственные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и педагогов.
Путем разработки и внедрения будет обеспечено непрерывное здоровьесберегающее образование учащихся и педагогов по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
VII раздел
КООРДИНАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Координацию программы осуществляют:
Научные руководители программы - д.б.н., проф., заслуженный деятель науки РФ - Э.М.Казин; к.б.н., доцент кафедры физиологии человека и животных КемГУ Н.Г.Блинова;
- Административные руководители - начальник управления образования, зам. Главы администрации по социальным вопросам Н.Н.Вербичева, ведущий специалист управления образования И.И.Свиридова;
- Областной психолого-валеологический центр;
- Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- Кемеровский государственный университет;
- Межведомственный координационный совет по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Крапивинского района.
Исполнители программы:
- Муниципальное управление образования;
- Управление социальной защиты населения;
- Муниципальное управление Крапивинская центральная районная больница;
- Государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Крапивинском районе";
- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
- Детско-юношеский клуб физической подготовки;
- Муниципальный Крапивинский районный Дом детского творчества детей и юношества;
- Дошкольные образовательные учреждения;
- Муниципальное образовательное учреждение "Зеленогорская общеобразовательная средняя школа";
- Муниципальная общеобразовательная Крапивинская средняя школа;
- Муниципальная средняя общеобразовательная Борисовская школа;
- Муниципальная общеобразовательная Зеленовская средняя школа;
- Муниципальная средняя общеобразовательная Шевелевская школа;
- Образовательные учреждения района.
VIII раздел
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-----------------------------T---------T--------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Всего ¦ В том числе по источникам ¦
¦ ¦ +-----------T---------T---------T------------+
¦ ¦ ¦федеральный¦областной¦ местный ¦внебюджетные¦
¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ источники ¦
+----------------------------+---------+-----------+---------+---------+------------+
¦Всего ¦63910,934¦ ¦ ¦63892,134¦ 18,8 ¦
+----------------------------+---------+-----------+---------+---------+------------+
¦В том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+---------+-----------+---------+---------+------------+
¦По основным мероприятиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+---------+-----------+---------+---------+------------+
¦1. Создание условий, ¦59450,884¦ ¦ ¦59440,884¦ 10,0 ¦
¦соответствующих сохранению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и укреплению здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учащихся в образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждениях района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+---------+-----------+---------+---------+------------+
¦2. Организация и проведение ¦ 3068,05 ¦ ¦ ¦ 3059,25 ¦ 8,8 ¦
¦межведомственных мероприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по охране и укреплению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+---------+-----------+---------+---------+------------+
¦3. Обеспечение непрерывного ¦ 1507,0 ¦ ¦ ¦ 1507,0 ¦ - ¦
¦образования педагогов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учащихся по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сохранения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦укрепления здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+---------+-----------+---------+---------+-------------
Программа согласована:
Заместитель Главы по социальным вопросам А.А.Попов
Руководитель финансового отдела Н.Н.Казакова
Начальник управления образования Н.Н.Вербичева
Главный экономист управления образования Т.И.Толстикова
Главный врач Крапивинской ЦРБ Т.И.Федяева
Начальник УСЗН Н.П.Журавлева
Приложение № 2
к постановлению Администрации
муниципального образования
"Крапивинский район"
от 3 декабря 2003 г. № 16
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ВОПРОСАМ
СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРАПИВИНСКОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Координационный межведомственный совет по вопросам охраны и укрепления здоровья (в дальнейшем - Совет) создается с целью совершенствования работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей.
1.2. Совет в своей деятельности руководствуется Законом РФ "Об образовании", приказом № 176/2017 от 31.05.2002 Министерства здравоохранения, № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ", концепцией развития образования и настоящим положением.
1.3. Совет обеспечивает взаимосвязь с образовательными учреждениями района, учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, управлением социальной защиты населения, государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Крапивинском районе".
1.4. Учредителями Совета являются:
Администрация муниципального образования "Крапивинский район"
Муниципальное управление образования
Управление социальной защиты населения
Муниципальное управление Крапивинская центральная районная больница
Государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Крапивинском районе"
1.5. Состав Совета формируется на основании решения коллегии администрации муниципального образования "Крапивинский район".
1.6. Совет возглавляет председатель, который избирается членами Совета.
1.7. Заседания Совета проводятся один раз в три месяца.
2. Задачи Совета
2.1. Создание условий для сохранения и улучшения состояния здоровья детей и обучающихся.
2.2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ и школы.
2.3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам сохранения здоровья обучающихся.
2.4. Оказание содействия в создании материально-технической базы в области здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса.
2.5. Обеспечение подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
2.6. Обеспечение совместной деятельности в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения.
3. Содержание и основные направления деятельности
3.1. Разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья обучающихся.
3.2. Осуществление координации работы муниципального управления образования, образовательных учреждений, муниципального управления Крапивинская центральная районная больница, управления социальной защиты населения, государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Крапивинском районе" в решении проблемы охраны и укрепления здоровья детей при содействии районного методического кабинета муниципального управления образования и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
3.3. Пропаганда методов и информационных материалов, связанных с охраной здоровья детей в образовательных учреждениях.
3.4. Анализ эффективности оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях Крапивинского района.
3.5. Разработка и внедрение в образовательные учреждения рекомендаций защищенности ребенка в микросоциуме (семья, класс, группа).
3.6. Разработка и внедрение элементов здоровьесберегающей экспертизы новых педагогических технологий, используемых в практике образовательных учреждений.
3.7. Проведение совместных мероприятий, направленных на мотивацию здорового образа жизни.
4. Организация работы Совета
4.1. Для руководства деятельностью Совета открытым голосованием избираются на общем заседании: председатель Совета, научные руководители, заместитель председателя и секретарь.
4.2. Председатель Совета:
- Руководит работой Совета;
- Обеспечивает регулярный созыв заседаний Совета;
- В период между заседаниями Совета дает поручения членам Совета, проверяет их исполнение.
3. Работа Совета осуществляется в соответствии с годовым планом, который утверждается на заседании Совета.
4. Решения Совета оформляются протоколом. Текущая документация ведется секретарем Совета.
4.5. Для подготовки материалов на рассмотрение Совета могут быть созданы рабочие группы из числа членов Совета и представителей заинтересованных ведомств, организаций и учреждений. На заседания Совета в зависимости от характера рассматриваемых вопросов приглашаются представители учреждений и организаций.
4.6. Совет может рассматривать и внеплановые вопросы.
Приложение № 3
к постановлению Администрации
муниципального образования
"Крапивинский район"
от 3 декабря 2003 г. № 16
СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ
СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КРАПИВИНСКОГО РАЙОНА
Научные руководители: - Казин Эдуард Михайлович, д.б.н.,
профессор КемГУ, заслуженный деятель
науки РФ, Блинова Нина Геннадьевна,
к.б.н., доцент кафедры физиологии
человека и животных КемГУ
Председатель Совета: - Вербичева Нина Николаевна, начальник
муниципального управления образования
Заместитель председателя Совета: - Свиридова Ирина Ивановна, ведущий
специалист муниципального управления
образования
Секретарь Совета: - Плоцкая Людмила Сергеевна, директор
Крапивинского психолого-педагогического
центра реабилитации и коррекции.
Члены Совета:
1. Сергиенко Татьяна Степановна, районный педиатр.
2. Вейц Галина Михайловна, заместитель начальника управления социальной защиты
населения.
3. Беляева Надежда Марковна, помощник санитарного врача по гигиене детей и
подростков.
4. Жданова Валентина Ивановна, ведущий специалист муниципального управления
образования.
5. Толстикова Ольга Дмитриевна, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе муниципальной общеобразовательной Крапивинской средней школы.
6. Карелина Лариса Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе детско-юношеского клуба физической подготовки.
7. Богомолова Вера Николаевна, методист образовательной области "Физкультура и
ОБЖ".
8. Гейн Надежда Александровна, методист по питанию методического кабинета
муниципального управления образования.
9. Лузина Валентина Яковлевна, методист по дошкольному образованию
методического кабинета муниципального управления образования.
10. Андреева Наталья Алексеевна, начальник отдела опеки и попечительства
муниципального управления образования.
11. Барган Татьяна Павловна, директор муниципального Крапивинского районного
Дома детского творчества детей и юношества.