Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 15.10.2003 № 3-95/03
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ" ОТ 14.01.2000 № 5-ОЗ В ЧАСТИ П. 1, 2, 3 СТ. 8; П. 1 СТ. 9; П. 5 СТ. 12; П. 2, 5 СТ. 13; П. 10 СТ. 16; П. 1, 3 СТ. 27; СТ. 31; П. 2 СТ. 44>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2003 г. по делу № 3-95/03

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ" ОТ 14.01.2000 № 5-ОЗ
В ЧАСТИ П. 1, 2, 3 СТ. 8; П. 1 СТ. 9;
П. 5 СТ. 12; П. 2, 5 СТ. 13; П. 10 СТ. 16;
П. 1, 3 СТ. 27; СТ. 31; П. 2 СТ. 44>

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Краевой Л.В.,
при секретаре Голубевой О.Г.,
с участием прокурора Богданович Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействующим в части Закона области "О местном референдуме",

установил:

прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закон Кемеровской области "О местном референдуме" (в редакции Законов Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ, от 15.07.2002 № 52-ОЗ) в части п. 1, 2, 3 ст. 8; п. 1 ст. 9; п. 5 ст. 12; п. 2, 5 ст. 13; п. 10 ст. 16; п. 1, 3 ст. 27; ст. 31; п. 2 ст. 44, указывая на то, что оспариваемый Закон области в части противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002.
Пункт 6 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет, что закон субъекта не должен противоречить этому Федеральному закону.
Оспариваемые положения Закона регулируют положения ведения местного референдума, Закон области не был приведен в соответствие с Федеральным законом. Действие этого Закона нарушает конституционное право на участие в референдуме, предусмотренного ст. 32 Конституции РФ, неопределенного числа граждан, проживающих на территории Кемеровской области. Областной закон изменяет порядок проведения местного референдума, установленного Федеральным законом, тем самым ограничивает права граждан на участие в референдуме.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Кемеровской области Богданович Е.Ю. требование поддержал.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Гавришенко Д.Ю. заявленные требования признал и пояснил, что оспариваемый Закон в части противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Совет народных депутатов готовит закон в новой редакции.
Представитель Администрации Кемеровской области Черкасова Е.В. требование, заявленное прокурором признала.
Суд, выслушав прокурора, заинтересованных лиц, исследовав доказательства, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина.
Статья 32 Конституции РФ гарантирует гражданам РФ право на участие в управлении государством путем участия в выборах и в референдуме.
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ указывает на то, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральными законами.
Согласно п. 6 указанной статьи законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
24 декабря 1999 года Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон области "О местном референдуме" № 5-ОЗ, Губернатором Кемеровской области был подписан 14.01.2000, опубликован в газете "Кузбасс" 17.03.2000 и действует в редакции Законов области от 19.12.2001 № 122-ОЗ и от 15.07.2002 № 52-ОЗ. Данный Закон устанавливает условия и порядок организации и проведения местных референдумов в муниципальных образованиях Кемеровской области.
Проанализировав Закон Кемеровской области "О местном референдуме", сравнив его с положениями о референдуме, содержащиеся в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд находит заявление прокурора обоснованными, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части противоречит Федеральному закону.
Пункт первый статьи 8 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" предоставляет права инициативы проведения местного референдума главе муниципального образования, представительному органу МСУ, Совету народных депутатов Кемеровской области, Губернатору области, что противоречит ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно положениям ст. 14 ФЗ инициатива проведения референдума в РФ принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам, но на данный момент такой федеральный закон не принят.
Согласно п. 2 ст. 8 областного Закона инициативную группу для проведения местного референдума вправе образовывать субъекты, указанные в п. 1 ст. 8 Закона помимо граждан: глава муниципального образования; Губернатор области; областной Совет; представительный орган МСУ, а п. 3 ст. 14 Федерального закона указывает на то, что инициативную группу вправе образовывать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, избирательное объединение, иное общественное объединение.
Пункт 1 ст. 9 областного Закона "О местном референдуме" возлагает полномочия назначения референдума на главу муниципального образования (если его не назначит представительный орган МСУ), что не соответствует п. 5 ст. 15 Федерального закона, где указано, что местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, Конституцией (Уставом), законами субъекта Российской федерации, уставом муниципального образования, представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.
Согласно п. 3 ст. 9 областного Закона "О местном референдуме" регламентирует назначение референдума на выходной день, что противоречит п. 6 ст. 15 Федерального закона о том, что голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на праздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за праздничным нерабочим днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
Пункт 5 ст. 12 областного Закона содержит многие основания признания подписей недостоверности, тогда как Федеральный закон подпункт 45 статьи 2 дает понятие недостоверной подписи. Это подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона области "О местном референдуме" установлен срок образования участков референдума - не позднее, чем за 30 дней до дня референдума, что противоречит п. 2 ст. 19 Федерального закона, устанавливающего этот срок не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
Пункт 5 ст. 13 Закона области определяет срок опубликования списков участков референдума не позднее 25 дней до дня голосования, что противоречит п. 7 ст. 19 Федерального закона, который предусматривает срок не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
Пункт 10 ст. 16 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" устанавливает трехдневный срок для государственных органов, органов местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным и муниципальным участием для дачи ответов на обращение комиссий референдума, что противоречит п. 19 ст. 20 Федерального закона, предусматривающего указанный срок в пять дней.
Пункт 1 ст. 27 Закона Кемеровской области определяет срок начала агитации при проведении референдума - начиная со дня опубликования постановления представительного органа местного самоуправления о назначении референдума, что противоречит положениям части 1 статьи 49 Федерального закона, согласно которому агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
   ------------------------------------------------------------------

Определением Кемеровского областного суда от 26.12.2003 по делу № 3-95/03 допущенная описка "п. 3 ст. 49" исправлена на "п. 3 ст. 27".
   ------------------------------------------------------------------

Пункт 3 ст. 49 Закона Кемеровской области определяет срок запрета на опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума и иных социологических исследований, связанных с референдумом - три дня до дня голосования, данная норма противоречит п. 3 ст. 46 Федерального закона, которая определяет запрещение опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения - в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.
Статья 31 областного Закона "О местном референдуме", предусматривающая, что участник референдума вправе получить текст законопроекта в органе местного самоуправления противоречит ст. 55 Федерального закона, которая в качестве такого органа определяет территориальную (муниципальную) комиссию.
Частью 2 ст. 44 Закона Кемеровской области, устанавливается, что референдум признается не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории муниципального образования, противоречит п. 8 ст. 70 Федерального закона устанавливающему иной критерий: если в нем приняло участие не более половины участников референдума на территории проведения референдума.
Таким образом, областной Закон изменяет порядок проведения местного референдума, установленный Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", тем самым ограничивает права граждан на участие в референдуме.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативно-правовой акт Закон Кемеровской области "О местном референдуме" в части противоречащий Федеральному закону следует недействующим в части со дня вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с 15.06.2002, не подлежащим применению.
В соответствии с ч. 3 ст. 251 ГПК РФ решение суда по вступлении в силу подлежит публикации в газете "Кузбасс".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона "О государственной пошлине" с Совета народных депутатов Кемеровской области и Администрации Кемеровской области взыскать госпошлину по 7 рублей 50 коп. в доход Федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Кемеровской области.
Признать противоречащим Федеральному закону № 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не подлежащим применению и недействующим Закон Кемеровской области "О местном референдуме" (в редакции Законов Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ, от 15.07.2002 № 52-ОЗ) в части:
пункты 1, 2, 3 ст. 8 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" в части предоставления права проявления инициативы проведения референдума и права образования инициативной группы главе муниципального образования, представительному органу местного самоуправления Совету народных депутатов Кемеровской области, Губернатору Кемеровской области;
пункты 1, 3 ст. 9 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" в части возложения полномочий принятия решения о назначении референдума на главу муниципального образования, если его не назначит представительный орган местного самоуправления, и возможности проведения референдума в выходные дни;
пункт 1 статьи 12 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" в части предусмотренных оснований для признания подписей недостоверными, кроме такого основания, как подпись, выполненную от имени другого лица другим лицом - признать противоречащим федеральному законодательству;
пункты 2, 5 статьи 13 Закона Кемеровской области "О местном референдуме", в части установления срока образования участков референдума - не позднее, чем за 30 дней до дня референдума и срока опубликования списков избирательных участков - не позднее 25 дней со дня голосования;
пункт 10 статьи 16 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" в части установления трехдневного срока для ответа государственных, муниципальных органов, должностных лиц на обращение комиссии референдума;
пункты 1, 3 статьи 27 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" в части определения момента начала агитации со дня опубликования постановления представительного органа местного самоуправления о назначении референдума и срока запрета на публикацию результатов опросов общественного мнения - три дня до дня голосования;
статью 31 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" в части установления права участника референдума на получение текста законопроекта в органе местного самоуправления;
пункт 2 статьи 44 Закона Кемеровской области "О местном референдуме" в части установления положения о признании референдума не состоявшимся, а вопроса референдума не принятии в случае, если в нем приняли участие менее половины участников с 15.06.2002.
По вступлению решения в силу сообщение о нем должно быть опубликовано в областной газете "Кузбасс" в ближайшем планируемом выпуске после получения средством массовой сообщения о принятом решении.
Взыскать с Совета народных депутатов Кемеровской области и Администрации Кемеровской области госпошлину по 7 рублей 50 коп. в доход Федерального бюджета.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Кемеровском областном суде 21 октября 2003 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, начиная с 22.10.2003, с подачей через Кемеровский областной суд.

Судья Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru