Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАЗЪЯСНЕНИЯ Избирательной комиссии Кемеровской области от 14.10.2003 № 3/44-III
"РАЗЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА И ИНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Утверждены решением Избирательной комиссии Кемеровской области от 14.10.2003 № 3/44-III)

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасс", № 204, 04.11.2003






Утверждены
решением
Избирательной комиссии
Кемеровской области
от 14 октября 2003 г. № 3/44-III

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 14 октября 2003 г. № 3/44-III

РАЗЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
И ИНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с обращениями нижестоящих избирательных комиссий, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, представителей партий и других обращений избирателей Избирательная комиссия Кемеровской области разъясняет некоторые вопросы информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и иных выборов в Российской Федерации.
1. Согласно статье 44 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), статье 53 Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов) информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
Как следует из пунктов 2, 4 и 5 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях, пунктов 2, 4 и 5 статьи 54 Федерального закона о выборах депутатов, информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации (далее - СМИ), должны быть объективными, достоверными, не нарушать равенство кандидатов, политических партий и иных избирательных объединений, избирательных блоков. При этом организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей. Вместе с тем редакции СМИ должны соблюдать правило, согласно которому в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В таких информационных блоках не должно отдаваться предпочтение каким бы то ни было кандидату, политической партии, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности или объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
В этой связи необходимо учитывать, что под информационными программами следует понимать ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ (ст. 3 Федерального закона от 13 января 1995 года № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"). По аналогии указанное положение применяется и к информационным сообщениям, содержащимся в периодических печатных изданиях.
Исходя из положений статей 3 и 29 Конституции Российской Федерации, соответствующих положений Федерального закона об основных гарантиях и Федерального закона о выборах депутатов, СМИ выполняют ответственную задачу - всесторонне анализировать предвыборную ситуацию и содействовать осознанному свободному выбору граждан. Запрещение комментариев в информационных программах и сообщениях не препятствует освещению и анализу в информационно-аналитических программах (публикациях) хода избирательной кампании, деятельности кандидатов, политических партий, избирательных блоков, их предвыборных программ, анализу информации о доходах и имуществе кандидатов, финансовых отчетах кандидатов, политических партий, избирательных блоков, результатах их проверки, иной информации, представляемой в СМИ в соответствии с законодательством о выборах.
Из указанных выше положений федеральных законов, рассматриваемых во взаимосвязи, следует, что редакции СМИ вправе свободно, без каких-либо согласований с государственными органами освещать события, происходящие в ходе избирательных кампаний, и придерживаться при этом основополагающих принципов информирования избирателей, отделяя в публикациях объективную информацию о событиях, происшедших в ходе избирательной кампании, от мнения и (или) комментария журналиста по соответствующему вопросу, и не замалчивая поступившую в СМИ информацию о реально происходивших предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, в том числе в пользу информации о других кандидатах, партиях, блоках.
2. Пункт 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях и пункт 1 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов, в которых дан открытый перечень форм проведения предвыборной агитации, могут применяться только в непосредственной взаимосвязи с требованиями соответственно пункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 8 указанных законов, определяющих предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Таким образом, из определения предвыборной агитации во взаимосвязи с положениями подпунктов "в" - "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях, подпунктов 3 - 6 пункта 1 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов следует, что агитационная деятельность может осуществляться в том числе путем систематического распространения информации о каких-либо кандидатах, политических партиях, избирательных блоках в сочетании с позитивными или негативными комментариями, либо без комментариев, но с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, избирательных блоках при замалчивании информации о других.
3. Законодательством Российской Федерации не запрещено проводить опросы общественного мнения любым организациям, в том числе организациям, осуществляющим выпуск СМИ. Редакции СМИ вправе публиковать данные таких опросов с соблюдением требований, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях, пунктах 2 и 3 статьи 55 Федерального закона о выборах депутатов. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях, пунктом 7 статьи 54 Федерального закона о выборах депутатов опубликование (обнародование) данных о результатах выборов запрещается в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа.
4. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, установленного федеральными законами, соответствующая комиссия будет обращаться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации на основании статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях.

Избирательная комиссия
Кемеровской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru