Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 18.09.2003 № 3-196/03
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 4 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 17-ОЗ ОТ 02.02.99 "О ПЛАТЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, СДЕЛОК С НИМ И ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРАВАХ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА КО № 23-ОЗ ОТ 08.05.2000)>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2003 г. по делу № 3-196/03

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ
СТАТЬИ 4 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 17-ОЗ ОТ 02.02.99
"О ПЛАТЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
ИМУЩЕСТВО, СДЕЛОК С НИМ И ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРАВАХ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА КО № 23-ОЗ ОТ 08.05.2000)>

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Л.В.Краевой,
при секретаре Паньшиной Е.Ю.,
с участием прокурора Богданович Е.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению и.о. прокурора Кемеровской области о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 4 Закона Кемеровской области 17-ОЗ от 02.02.99 "О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области 23-ОЗ от 08.05.2000),

установил:

И.о. прокурора Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению ст. 4 Закона Кемеровской области 17-ОЗ от 02.02.1999 "О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Кемеровской области" (в редакции от 08.05.2000 № 23-ОЗ", указывая на то, что оспариваемая норма предусматривает внесение платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах в областной бюджет Кемеровской области, что противоречит федеральному законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года средства, полученные в виде платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, используются исключительно на содержание, развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав. Иное использование указанных средств, в том числе их зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами не предусмотрено.
Постановлением Правительства РФ № 237 от 21.02.98 "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и за предоставление информации о зарегистрированных правах" установлена централизуемая доля средств в размере пяти процентов, перечисляемая учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на счет Министерства юстиции Российской Федерации.
Пунктами 21 - 23 "Примерного Положения об учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 288 предусмотрено, что финансирование учреждения юстиции и его филиалов осуществляется за счет внесения платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и иных средств, не запрещенных законом источников. Расходование средств учреждения юстиции, образованных за счет указанных источников, производится в соответствии со сметой, утвержденной регистратором прав, возглавляющим учреждения юстиции.
По мнению прокурора, указанные свыше средства подлежат зачислению и аккумулируются на счетах учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не подлежат зачислению в областной бюджет.
Оспариваемая норма нарушает права неопределенного круга лиц в части обеспечения государственных гарантий зарегистрированных прав.
В судебном заседании прокурор поддержал требования и просил признать оспариваемую норму недействующей со дня принятия, пояснил, что плата за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах не относится к доходам бюджета субъекта Российской Федерации и не подлежит зачислению в областной бюджет.
Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Русских Е.Н. заявленные прокурором требования не признала, пояснила, что оспариваемая норма закона не противоречит федеральному законодательству: ст. 11 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Примерному положению об учреждении юстиции, постановлению Правительства РФ "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах". Субъектам Российской Федерации предписано обеспечить решение вопросов, связанных с определением размеров, порядков, срока и формы внесения платы, взимаемой на территории субъекта Российской Федерации за государственную регистрацию прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах, получаемых в виде указанной платы, за исключением централизуемой доли.
Зачисление платежей в бюджет субъекта Российской Федерации соответствует п. 1 ст. 86 и ст. 32 Бюджетного кодекса. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним за предоставление информации о зарегистрированных правах учитываются в бюджете в группе "неналоговые доходы" подгруппе "Административные сборы", "Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций", поскольку учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Кемеровской области является государственным органом, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поступаемые средства в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны расходоваться на содержание и иных органов, входящих в систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что следует из анализа постановления Правительства РФ от 09 апреля 2001 г. № 273, которым была утверждена Федеральная программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель Администрации Кемеровской области Черкасова Е.В. заявленные требования не признала по тем же основаниям, которые были указаны представителем Совета народных депутатов, и пояснила, что учреждение юстиции в соответствии с федеральным законодательством является специальным органом государственной власти для осуществления специальных полномочий, созданием, поддержанием и развитием системы государственной регистрации прав должен заниматься в целом субъект РФ. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, что предусмотрено отдельной статьей.
Это согласуется с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Статьей 216 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип единства кассы, согласно которому зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов предусматривается с единого счета бюджета.
Представитель Главного финансового Управления Кемеровской области Румянцева Н.С. заявленные требования не признала, указывая на то, что федеральное законодательство не содержит порядка внесения платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 11 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 № 122-ФЗ и п. 3 постановления Правительства РФ от 26.02.98 № 248 обязывают субъект Российской Федерации установить порядок внесения платы и ее размер.
Оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, поддержала доводы, изложенные представителями СНД Кемеровской области и Администрации Кемеровской области.
Представитель учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Кемеровской области Кадошникова Т.Ф. требования прокурора сочла обоснованными и высказала возражения против доводов представителей СНД Кемеровской области, Администрации Кемеровской области и Главного финансового Управления Кемеровской области.
Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Кемеровский областной суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательным собранием Кемеровской области был принят Закон "О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Кемеровской области" 19.01.99 № 503, Советом народных депутатов Кемеровской области 12 апреля 2000 г. были внесены изменения в Закон Кемеровской области от 02.02.99 № 17-ОЗ, закон и изменения были приняты в установленном законом порядке и опубликованы в газете "Кузбасс" от 16.02.99 № 28 и от 17.05.2000 № 88.
Статья 4 указанного Закона регламентирует порядок внесения платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, указанная плата вносится в бюджет Кемеровской области.
Указание о зачислении в бюджет области платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним противоречит Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, статьей 11 которого установлены источники средств для создания и развития системы государственной регистрации прав, то есть предусмотрены источники средств для выполнения возложенных на систему государственной регистрации задач по соблюдению прав и законных интересов правообладателей и лиц, желающих совершить сделки с недвижимостью.
Согласно пункту 3 названной статьи Федерального закона средства, получаемые в виде платы за регистрацию и предоставление указанной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 года № 237 "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предоставление информации о зарегистрированных правах" установлена централизуемая доля средств в размере 5 процентов, перечисляемая учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на счет Министерства юстиции Российской Федерации.
Пункт 21 Примерного Положения об учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 06.03.1998 № 288, содержит указание о финансировании учреждений юстиции и его филиалов за счет внесения платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и иных средств, не запрещенных законом источников.
При этом плата за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в части второй указанного пункта положения определена как средства учреждения юстиции, которые используются исключительно для реализации возложенных на них задач и осуществление функций по государственной регистрации прав, в том числе на материально-техническое обеспечение деятельности учреждения и его филиалов, на содержание информационного банка данных.
Расходование средств учреждения юстиции, образованных за счет указанных источников, производится в соответствии со сметой, утвержденной регистратором прав, возглавляющим учреждение юстиции.
Анализируя положения ст. ст. 3, 9, 32, 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 суд приходит к выводу о том, что субъектам Российской Федерации не предоставлено право зачисления средств, получаемых за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в бюджет субъекта Российской Федерации.
Плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним не относится к видам доходов бюджета, предусмотренных статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанная плата не является как сбором, предусмотренным налоговым законодательством, так и платной услугой, поскольку в силу установления в Федеральном законе № 122-ФЗ от 21.07.97 эти средства должны использоваться исключительно на создание, поддержание и развитие государственной регистрации прав.
Из вышеуказанного следует, что средства, получаемые за регистрацию и предоставление информации, должны аккумулироваться на счетах учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не подлежат зачислению в бюджет Кемеровской области.
Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц о необходимости зачисления указанных средств в бюджет области, поскольку учреждение юстиции является государственным органом, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, поскольку указанные средства имеют целевое назначение, а средства бюджета являются самостоятельным источником финансирования учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, а ст. 11 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, как было указано выше, целевое назначение.
Поэтому суд признает оспариваемую норму противоречащей федеральному законодательству.
Ссылка заинтересованных лиц на то обстоятельство, что Федеральный закон не предусмотрел внесение указанной платы на счет учреждения юстиции, а постановление Правительства РФ от 26.02.98 № 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" возложило обязанность на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решить вопросы, связанные с определением размеров, порядка, сроков и формы внесения платы, не могут быть приняты судом во внимание, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку указанное постановление не изменяет источников финансирования, установленных ст. 11 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, установлено, что оспариваемая правовая норма ст. 4 Закона Кемеровской области "О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним и предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Кемеровской области" (в ред. Закона Кемеровской области от 08.05.2000 № 23-ОЗ) противоречит Федеральному закону, то в соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативно-правовой акт в указанной части недействующим со дня его принятия, т.к. оспариваемая норма, принятая Советом народных депутатов, принята при отсутствии соответствующих полномочий. По этим основаниям суд не может принять во внимание довод заинтересованных лиц о признании нормативного акта недействующим в части со дня вступления решения суда в силу.
Оспариваемая норма закона была опубликована в областной газете "Кузбасс". В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о решении подлежит опубликованию в указанной газете после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующей со дня принятия статью 4 Закона Кемеровской области "О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Кемеровской области" от 02.02.99 17-ОЗ (в редакции Закона Кемеровской области от 08 мая 2000 г. о порядке внесения платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними и за предоставление информации о зарегистрированных правах: "О внесении платы, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах в бюджет Кемеровской области".
По вступлении решения в силу сообщение о нем должно быть опубликовано в областной газете "Кузбасс" в ближайшем планируемом выпуске после получения средством массовой информации сообщения о принятии решения.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Кемеровском областном суде 24 сентября 2003 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд РФ в течение 10 дней, начиная с 25 сентября 2003 года, с подачей жалобы через Кемеровский областной суд.

Судья
Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru