Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Кемеровского областного суда от 08.04.2003 № 3-39/03
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.01.2001 № 14-Р "ОБ ИНДЕКСАЦИИ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2001 ГОД" И ОТ 19.02.2002 № 106-Р "ОБ ИНДЕКСАЦИИ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА 2002 ГОД>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2003 г. по делу № 3-39/03

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ
ПРИМЕНЕНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 15.01.2001 № 14-Р "ОБ ИНДЕКСАЦИИ ПЛАТЫ ЗА
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2001 ГОД"
И ОТ 19.02.2002 № 106-Р "ОБ ИНДЕКСАЦИИ ПЛАТЫ ЗА
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА 2002 ГОД>

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Краевой Л.В.,
при секретаре Голубевой О.Г.,
с участием прокурора Байдиковой О.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово дело по заявлению ОАО "Кузбассэнерго" о признании не действующими и не подлежащими применению распоряжения Администрации Кемеровской области от 15.01.2001 № 14-р "Об индексации платы за загрязнение окружающей среды на 2001 год" и от 19.02.2002 № 106-р "Об индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2002 год",

установил:

Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации ОАО "Кузбассэнерго" (далее ОАО "Кузбассэнерго") обратилось в суд с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании не действующими и не подлежащими применению нормативно-правового акта распоряжения Администрации Кемеровской области от 15.01.01 № 14-р "Об индексации платы за загрязнение окружающей среды на 2001 год" и от 19.01.02 № 106-р "Об индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2002 год" со дня их принятия.
Требования мотивированы тем, что, вводя оспариваемыми распоряжениями на территории Кемеровской области в 2001 и 2002 г.г. повышающие коэффициенты соответственно в 94 и 110,9 к базовым нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Минприроды России и согласованным Минфином России 27 ноября 1992 года, Администрация области вышла за пределы своей компетенции, поскольку базовые нормативы не прошли государственную регистрацию и не были в установленном порядке официально опубликованы для всеобщего сведения, а следовательно, не могут применяться. Федеральным законодательством не предоставлено право субъектам Российской Федерации самостоятельно вводить повышающие коэффициенты. Распоряжения Администрации не были опубликованы и не прошли регистрацию в учреждении юстиции.
Платеж за воздействие на окружающую среду является фискальным сбором, оспариваемые распоряжения нарушают гарантированное статьей 57 Конституции РФ право ОАО "Кузбассэнерго" платить законно установленные налоги и сборы, нарушено право на определение размера производимой им оплаты за загрязнение окружающей среды, что привело к нарушению имущественных прав и интересов.
В судебном заседании представитель ОАО "Кузбассэнерго" Мошкина Н.В., действующая по доверенности от 30.12.2002, поддержала свои требования и представила суду справку о том, что общий размер платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, произведенный ОАО "Кузбассэнерго" в 2001 году составил - 74328 тысяч рублей, в 2002 году - 29246 тысяч рублей, а на 1 марта 2003 года имеется недоимка по оплате - 20808 тысяч рублей, задолженность по пене - 72.867 тысяч рублей.
Представители Администрации Кемеровской области Черкасова Е.В. и Сергиенко О.Н., действующие на основании постоянных доверенностей, заявленные требования не признали, просили производство по делу прекратить, ссылаясь на то обстоятельство, что оспариваемые распоряжения признаны утратившими силу распоряжениями Администрации, а издавались они в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав объяснения, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора Байдиковой О.Г., полагавшей удовлетворить заявленные требования, суд находит требования ОАО "Кузбассэнерго" обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ граждане, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор, в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Часть 1 ст. 13 ГК РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установлено, что Администрацией Кемеровской области 15 января 2001 года было издано распоряжение № 14-р "Об индексации платы за загрязнение окружающей среды на 2001 года" во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 "Об утверждении порядка определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на 2002 г." и на основании письма Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.11.2000 № ВП-61/6349 и 19.02.2002 распоряжение № 106-р "Об индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2002 год", во исполнение указанного Постановления Правительства РФ и телеграммы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.01.2002 № 1214 (л. д. 8,21), которыми на территории Кемеровской области были введены повышающие коэффициенты соответственно в 94 и 110,9 к базовым нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 27 ноября 1992 года.
Из содержания оспариваемых распоряжений усматривается, что Администрация Кемеровской области устанавливала на территории дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды, поскольку дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы, утвержденных Минприроды РФ и согласованным с Минэкономики РФ, Минфином РФ, на коэффициенты, учитывающие экономические факторы по территориям и бассейнам рек.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.02 "Об охране окружающей среды" к ведению Российской Федерации относится установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую, среду; размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области окружающей среды.
Согласно ст. 5 и 6 названного Закона полномочия по установлению дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды входят в компетенцию субъекта Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.12.94 № 1428, от 14.06.01 № 463).
Этим постановлением поручено Министерству экономики и природных ресурсов Российской Федерации с привлечением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора и других заинтересованных министерств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и по согласованию с Министерством экономики, Министерством финансов Российской Федерации утвердить до 1 ноября 1992 года базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также коэффициенты, учитывающие экономические факторы.
Базовые нормативные платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской федерации в редакции 27.11.92 (с изменениями и дополнениями от 18.08.93) на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялись и не были опубликованы, что подтверждено письмами Министерства юстиции Российской Федерации (л. д. 138 - 139).
Администрация Кемеровской области при издании оспариваемых распоряжений пользовалась базовыми нормативами, не прошедшими государственную регистрацию в Министерстве юстиции.
Оспариваемые распоряжения Администрации Кемеровской области не были опубликованы в установленном порядке, это обстоятельство подтверждено справкой Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 28.06.2002 (л. д. 157).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные законы не применяются.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года (в редакции Указов Президента РФ от 16.05.97 № 490, от 13.08.98 № 963) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Поскольку базовые нормативные платы за выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, как не прошедших государственную регистрации и официально не опубликованные, могли применяться по указанным выше основаниям как правовая основа для принятия оспариваемых распоряжений Администрации Кемеровской области.
Распоряжения Администрации, оспариваемые заявителями, как не опубликованные для всеобщего сведения и не прошедшие государственную регистрацию в соответствии с выше названными требованиями закона и основанные на базовых нормативах, не прошедших государственную регистрацию и официально не опубликованных, следует признать недействующими полностью со дня принятия, как противоречащие федеральному закону и другим нормативно-правовым актам.
Дополнительными основаниями для признания оспариваемых распоряжений недействующими является и то обстоятельство, что в них содержится указание о вступлении их в силу с момента подписания.
Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (собрание законодательства Российской Федерации № 52 от 30.12.2002 (часть II) ст. 5290) - платежи за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к фискальным сборам.
Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо судом с нарушением установленного издания таких актов.
Суд не может принять во внимание доводы представителей Администрации о том, что при издании оспариваемых распоряжений они руководствовались базовыми нормативами в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.11.2000 № ВП-61/6349 по изложенным выше основаниям, а кроме того - приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.04.2002 № 187 (л. д. 220 - 221) были признаны недействующими базовые нормативы и информационное письмо от 27.11.2000 № ВП-61/6349.
Суд не согласен с доводами представителей Администрации о необходимости прекращения производства по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, т.к. в заявлениях оспариваются акты, которые на день рассмотрения дела не затрагивают права, свободы и законные интересы.
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, регулируется главами 23 - 25 ГПК РФ.
Прекращение производства по делу, вытекающему из публичных правоотношений, регулируется ст. 248 ГПК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу, возникшему из публичных правоотношений, указанное заявителями основание ст. 248 ГПК РФ не предусмотрено.
Оспариваемые распоряжения должны быть предметом рассмотрения по существу в силу тех обстоятельств, что их действие повлекло нарушения прав и законных интересов ОАО "Кузбассэнерго", гарантированное ст. 57 Конституции РФ право платить законно установленные сборы за загрязнение окружающей природной среды, что привело к нарушению имущественных прав заявителя в 2001 -2002 годах.
Заявителем представлены справки о размере задолженности по указанным платежам: за 2001 г. - 74328 тыс. руб.; за 2002 г. - 29246 тыс. руб.; на 01.03.2003 - 20808 тыс. рублей, задолженность по пени - 72867 тысяч рублей (л. д.).
Доводы заявителя о том, что если бы ставки платы были установлены правильно, то размер платежей был бы меньшим, и заявитель не имел бы недоимки и пени по указанному платежу, нашли подтверждение, поэтому производство по делу не может быть прекращено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующим и не подлежащим применению со дня принятия распоряжения Администрации Кемеровской области от 15.01.2001 № 14-р "Об индексации платы за загрязнение окружающей среды на 2001 г." с 15 января 2001 года и от 19.02.2002 № 106-р "Об индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2002 год" с 19.02.2002.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором кассационное представление в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд.

Судья Кемеровского областного суда
Л.В.КРАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru