Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ВОПРОС-ОТВЕТ ЦКС МНС РФ по Кемеровской области от 01.04.2003
<О НАЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 7, 01.04.2003


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 1 апреля 2003 года

<О НАЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ>

ВОПРОС: Обязательное начисление налогов, которые положены при банкротстве предприятия, и их погашение в том случае, если произвести оплату налогов не будет возможности, так как основные оставшиеся фонды не пользуются спросом.
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Правоспособность юридического лица определяется в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и возникает в момент его создания. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации. В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, любая организация, на которую НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, является налогоплательщиком с момента ее государственной регистрации и до момента внесения записи о ее ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, до момента ликвидации организации, в том числе по причине банкротства, она признается налогоплательщиком в соответствии НК РФ, а, следовательно, правоотношения, возникающие у организации в связи с обязанностью уплачивать налоги, регулируются нормами НК РФ. В то же время гражданским законодательством предусмотрены специальные нормы по уплате обязательных платежей в процессе банкротства.
Вопросы, связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов регулируются гл. 8 НК РФ. Указанная глава НК РФ содержит в том числе специальные нормы в отношении исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации (ст. 49 НК РФ). В соответствии со ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.
Ст. 65 ГК РФ определено, что признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. В то же время в соответствии со ст. 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принятие арбитражным судом решения о признании должника; банкротом влечет открытие конкурсного производства.
Сопоставляя вышеперечисленные нормы, следует сделать вывод о том, что в соответствии с п. 2 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в процессе конкурсного производства среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, к которому относится и Закон № 127-ФЗ.
В ходе осуществления конкурсного производства у организации осуществляется обычная деятельность, и в связи с этим может возникнуть обязанность по уплате ряда налогов, в частности, при продаже товаров (работ, услуг) - налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог; единого социального налога и налога на доходы физических лиц - при начислении и выплате доходов работникам; налога на имущество - при наличии на балансе имущества; налога на прибыль - при наличии налогооблагаемой прибыли и т.д.
Платежи по всем налогам в зависимости от даты выставления требования об уплате налога могут удовлетворяться на стадии конкурсного производства как вне очереди, так и в последнюю очередь после удовлетворения всех требований кредиторов, заявленных в срок.
Меры по восстановлению платежеспособности должника определены в ст. 109 Закона № 127-ФЗ, где одной из мер по восстановлению платежеспособности является продажа части имущества должника. В том случае, если имущество не удается реализовать, оно реализуется по минимальной стоимости. В том случае, если имущества не хватает для погашения требований кредиторов в вышеуказанной статье предусмотрена и продажа предприятия должника.
Ст. 2 Закона № 127-ФЗ определено, что несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Признаком банкротства юридического лица, установленным ст. 3 Закона № 127-ФЗ считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Если в связи с банкротством принято решение учредителей (или органа, создавшего эту организацию) о ликвидации предприятия, то этим органом определяется порядок и сроки ликвидации, должна быть сформирована ликвидационная комиссия. После формирования ликвидационной комиссии все полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ликвидационной комиссии. В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ ликвидационная комиссия публикует в средствах массовой информации сообщение о ликвидации и сроках заявления требований кредиторов, принимает меры к выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ), составляет и утверждает промежуточный ликвидационный баланс, о котором уведомляет регистрирующий орган согласно п. 3 ст. 20 № 129-ФЗ, осуществляет выплаты денежных сумм кредиторам юридического лица в порядке очередности (ст. 64 ГК РФ), составляет окончательный ликвидационный баланс и уведомляет регистрирующий (налоговый) орган о завершении процесса ликвидации не ранее, чем через два месяца с момента помещения в органах печати объявления о ликвидации юридического лица; и сообщает налоговому органу о закрытии счетов в десятидневный срок с момента их закрытия обслуживающим банком.
В ликвидационный период могут возникнуть обязательства перед бюджетом в связи с начислением и выплатой зарплаты, выходного пособия увольняемым работникам и удержанием с этих сумм налога на доходы физических лиц, единого социального налога и отчислений по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Зам. начальника ЦКС МНС РФ
по Кемеровской области
Е.И.ЧИСТОХИНА

Юрисконсульт ЦКС МНС РФ
И.А.КОЛМАКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru