Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ИНФОРМАЦИЯ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.02.2003
"ОБ АКЦИЗАХ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер" № 3, 01.02.2003


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 1 февраля 2003 года

ОБ АКЦИЗАХ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

В Российской газете от 31.12.02 № 246 опубликован Федеральный закон от 31.12.02 № 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 26(2), 26(3) и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Указанным законом внесены существенные корректировки в положения главы 22 Налогового кодекса, касающиеся операций с нефтепродуктами.
В частности, изменены условия, при которых налогоплательщик имеет возможность получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Так, например, в 2003 году свидетельство могут получить налогоплательщики не только имеющие мощности для осуществления операций с нефтепродуктами, но и лица, у которых такие мощности находятся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кроме того, свидетельства смогут получить и налогоплательщики, владеющие не менее 50 процентами уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью (а для акционерного общества - голосующих акций), у которого имеются в собственности или хозяйственном ведении (оперативном управлении) мощности для осуществления операций с нефтепродуктами.
Также свидетельства смогут получить организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с нефтеперерабатывающими заводами договоры на переработку принадлежащей им сырой нефти и газового конденсата.
Еще одна категория налогоплательщиков, которым будут выдаваться свидетельства, - это акционерные общества, имеющие в уставном капитале долю государства не менее 50 процентов уставного капитала и заключившие договоры аренды мощностей, являющихся государственной собственностью.
Для получения свидетельств при осуществлении операций с моторными маслами налогоплательщику необходимо располагать мощностями (помещениями) по хранению и реализации моторных масел.
Соответственно в Управление МНС России по Кемеровской области вместе с заявлением должны представляться необходимые документы (документы на право собственности либо на право хозяйственного ведения (оперативного управления), договоры на переработку нефти, документы, подтверждающие владение установленной долей в уставном (складочном) капитале и т.п.).
В новой редакции статьи 179.1 Налогового кодекса четко разграничены случаи, когда налоговые органы приостанавливают действие свидетельства, а когда аннулируют.
Так, например, приостанавливаются свидетельства при нарушениях законодательства либо при использовании оборудования, не оснащенного должным образом контрольно-измерительными приборами. После устранения нарушений действие свидетельства возобновляется.
Аннулируется же свидетельство по соответствующему заявлению налогоплательщика, а также в отдельных, скажем так, организационно-реорганизационных моментах (изменения наименования налогоплательщика, его места нахождения или реорганизации). В данном случае для возобновления свидетельства необходимо подать новое заявление и соответствующий пакет документов.
Изменения затронули непосредственно и вопросы порядка исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.
"Революционных" изменений в этом направлении не произошло, подход остался прежним, но отдельные формулировки изменились коренным образом.
Во-первых, законодатели постарались устранить самый значительный пробел, касающийся непосредственно производителей горюче-смазочных материалов, позволявший уводить от налогообложения акцизами практически весь объем выпускаемых нефтепродуктов. Теперь независимо от наличия у таких предприятий свидетельств, они будут являться плательщиками акцизов на нефтепродукты.
Для организаций и предпринимателей, имеющих свидетельство, объект налогообложения остался прежним - приобретение (оприходование, получение) нефтепродуктов.
Вместе с тем, необходимо отметить, что из объектов налогообложения исключено использование нефтепродуктов для собственных нужд, поскольку здесь присутствовал некоторый элемент мнимого двойного налогообложения: сначала акциз начислялся при получении нефтепродуктов, а затем при их использовании. Конечно, были предусмотрены вычеты таких сумм, но все это приводило только к излишним проводкам в учете.
Также теперь в статье 198 четко указано, в каких случаях сумма акциза выделяется в счетах-фактурах и расчетных документах, а в каких нет. Согласно указанной статье сумма акциза в счетах-фактурах будет предъявляться производителями только собственнику давальческого сырья, не имеющему свидетельства. Во всех остальных случаях счета-фактуры на реализацию горюче-смазочных материалов составляются без выделения в них акциза отдельной суммой.
Урегулирован и порядок учета начисленных сумм акцизов и отнесение их на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Так, сумма акциза, начисленная налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при приобретении (оприходовании) нефтепродуктов, при их передаче налогоплательщику, также имеющему свидетельство, в стоимость горюче-смазочных материалов не включается. Если же нефтепродукты реализуются лицу без свидетельства, то цена увеличивается на сумму акциза. При этом акциз относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Что касается вычетов акцизов, то здесь также есть моменты, на что можно обратить внимание. Вычеты дополнены еще одним видом, и тем самым ликвидирован казус законодательства, приводивший к возможности возникновения двойного налогообложения. Ранее Кодекс не предусматривал вычетов по подакцизным нефтепродуктам, использованным для производства других подакцизных нефтепродуктов. Согласно внесенным изменениям при предоставлении необходимых документов, суммы акцизов, начисленные при их получении, могут быть предъявлены к вычету.
Изменился и перечень документов, необходимых для подтверждения вычетов по акцизам. Вместо счетов-фактур, предусмотренных прежней редакцией Кодекса, в налоговую инспекцию должны представляться только реестры счетов-фактур с соответствующей отметкой налогового органа. Также теперь нет необходимости представлять товаросопроводительные документы.
И, наконец, последнее нововведение, определяющее порядок уплаты акцизов, налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения. Акциз уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений, исходя из удельного веса объемов реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику. Вместе с тем, если реализация горюче-смазочных материалов осуществляется через обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения.
Всего по имеющимся данным на 27.01.03 операции по реализации горюче-смазочных материалов (оптом и в розницу) осуществляют около 300 организаций и налогоплательщиков Кемеровской области. Мощности в собственности имеют порядка 130 налогоплательщиков, из которых 25 получат право на получение свидетельства после оформления права собственности в органах юстиции. Представили заявления на получение свидетельств 73 налогоплательщика: по результатам рассмотрения заявлений 47 плательщикам выданы свидетельства, по 2 приняты решения о выдаче, 5 отказано в выдаче свидетельства, 16 находятся в стадии доработки и рассмотрения. С остальными потенциальными плательщиками акцизов на нефтепродукты проводится соответствующая работа.
По предварительным подсчетам в 2003 году от налогоплательщиков, получивших свидетельства, в территориальный дорожный фонд и бюджет области поступит порядка 480 млн. рублей акцизов на нефтепродукты.

Начальник отдела
косвенных налогов УМНС России
по Кемеровской области
И.И.АНТОНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru