Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ИНФОРМАЦИЯ УМНС РФ по Кемеровской области от 15.11.2002
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ЛИКВИДАЦИЕЙ НЕ ОТЧИТЫВАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИЯТИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Кузбасский налоговый курьер", № 8, 15.11.2002


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 15 ноября 2002 года

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ЛИКВИДАЦИЕЙ
НЕ ОТЧИТЫВАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1995 года установил отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень предусмотрен самим ГК (п. 2 ст. 50), для некоммерческих содержащийся в ГК перечень может быть дополнен другими законами (п. 3 ст. 50), правила которых, однако, не должны противоречить нормам ГК и отклоняться от установленных им принципов.
В процессе ведения хозяйственной деятельности у юридического лица возникает значительное число обязательств, в том числе и перед налоговым органом, важнейшие из которых - уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
В случае нарушения установленных действующим законодательством требований к выполнению юридическим лицом - налогоплательщиком своих обязанностей у налогового органа возникает право предъявлять в арбитражные суды в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 31 НК РФ иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы.
Общие правила принудительной ликвидации определяются в п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК, неисполнение юридическим лицом требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействия) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.
Решение о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Как показывает практика, процедуре принудительной ликвидации подвергаются предприятия, не представившие бухгалтерскую отчетность более 1 года; количество таких предприятий от общего числа состоящих на налоговом учете в Инспекции МНС России по г. Кемерово составляет более 15%. Именно длительный срок непредставления бухгалтерской отчетности квалифицируется судом как грубое и неоднократное нарушение норм действующего законодательства.
Одновременно с принятием решения о принудительной ликвидацией юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию учредительными документами, возлагаются обязанности по осуществлению процедуры ликвидации.
После вынесения арбитражным судом решения о принудительной ликвидации юридического лица и вступления решения в законную силу, выдаются исполнительные листы о взыскании 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела и об обязании учредителей осуществить процедуру ликвидации в порядке, предусмотренном ст. ст. 62 - 64 ГК РФ.
Не отчитывающиеся и неведущие хозяйственную деятельность длительное время предприятия могут быть ликвидированы и в добровольном порядке, что представляется более предпочтительным, поскольку отпадает обязанность в уплате государственной пошлины за рассмотрение дела, так как сумма, составляющая 1000 рублей, для многих учредителей является слишком значительной.
Устранение грубых нарушений действующего законодательства может быть выражено и в восстановлении юридическим лицом бухгалтерской отчетности.
Инспекция МНС России по г. Кемерово неоднократно обращалась и обращается к "проблемным" налогоплательщикам с предложением устранить нарушение норм действующего законодательства: либо восстановить бухгалтерскую отчетность, либо добровольно ликвидировать предприятие.
Хочется надеяться, что граждане, "забывшие" о существовании когда-то созданных ими юридических лиц, добровольно обратятся в налоговый орган для ликвидации предприятия, не доводя дело до суда.

Специалист 1 категории
юридического отдела
Инспекции МНС России
по г. Кемерово
У.П.ПОПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru