Законодательство
Кемеровской области

Анжеро-Судженск
Барзас
Беловский р-н
Березовский
Вотиновка
Гурьевский р-н
Ижморский р-н
Калтан
Кемеровская область
Кемеровский р-н
Киселевск
Крапивинский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Мариинский р-н
Мыски
Нижняя Суета
Новый Свет
Осинники
Промышленновский р-н
Сосновка-1
Тайга
Тисульский р-н
Топкинский р-н
Тяжинский р-н
Чебулинский р-н
Юргинский р-н
Яйский р-н
Яшкинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тайгинского городского Совета народных депутатов от 26.06.2002 № 29
"О ПОЛОЖЕНИИ О СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК Г. ТАЙГИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТАЙГИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2002 г. № 29

О ПОЛОЖЕНИИ О СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК Г. ТАЙГИ

На основании федеральных законов "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", ст. 19 Устава города Тайги городской Совет народных депутатов постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети муниципальных библиотек г. Тайги.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тайгинский рабочий".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комиссию городского Совета по социальной политике, законности и правопорядку (Терешин Д.В.).

Председатель городского Совета
Н.Ф.ГЛУХИХ

Глава города
А.В.МАЕР





Утверждено
постановлением
Тайгинского городского
Совета народных депутатов
от 26 июня 2002 г. № 29

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК Г. ТАЙГИ

I. Общие положения

Настоящее Положение определяет принципы построения и размещения сети муниципальных библиотек города Тайги.
Положение имеет целью ориентировать органы управления культуры и местного самоуправления города в общих проблемах и нормативах организации сети муниципальных общедоступных библиотек. Согласно статье 11 Закона Кемеровской области "О библиотечном деле и обязательном документе" в соответствии с порядком, учреждения и формами собственности сеть библиотек составляют государственные, муниципальные и другие библиотеки.
Государственные библиотеки - библиотеки, учрежденные и, в основном, финансируемые органами государственной власти Кемеровской области.
Муниципальные общедоступные библиотеки, муниципальные библиотечные системы (в т.ч. централизованные библиотечные системы - ЦВС, далее муниципальные библиотеки) - это библиотеки, учреждаемые и финансируемые органами местного самоуправления, располагающие организованным фондом документов по всем основным отраслям знания; и, как минимум, одним профессиональным библиотекарям для библиотечного обслуживания населения по месту жительства.
Деятельность муниципальных библиотек регулируется:
- Конституцией Российской Федерации,
- Гражданским кодексом Российской Федерации,
- Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации",
- Основами законодательства Российской Федерации о культуре,
- Федеральным законом "О библиотечном деле",
- Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов",
- Законом Кемеровской области "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов",
- Положением Тайгинской ЦБС.
Муниципальные библиотеки создаются в целях обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, образованию, культуре и взаимодействуют на договорной основе с другими библиотеками, учреждениями, организациями, частными лицами.
Самостоятельная муниципальная библиотека может являться юридическим лицом или может быть составной частью централизованной библиотечной системы (ЦБС) на правах центральной библиотеки или ее филиала.
В последнем случае правами юридического лица наделяется вся централизованная библиотечная система (ЦБС).
Правовой основой деятельности библиотеки - юридического лица являются учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации).
Структура муниципальных библиотек в т.ч. ЦБС формируется по согласованию с учредителем в соответствии с потребностями населения, а также с учетом иных местных условий.
В структуру муниципальных библиотек и их системы могут входить и специализированные библиотеки, филиалы, отделы, и также имеющие иные, в т.ч. не библиотечные функции (клубные, досуговые и т.д.).
В зависимости от возрастного состава обслуживаемого населения выделяют следующие виды муниципальных библиотек:
- библиотеки, обслуживающие все возрастные группы;
- библиотеки, обслуживающие только взрослых;
- детские библиотеки;
- юношеские библиотеки.
Муниципальные библиотеки образуют сеть библиотек города, которая является составной частью библиотек сети Кемеровской области.
Согласно "Социальным нормативам и нормам обеспеченности населения культуры по их видам" (одобрены распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р) за сетевую единицу библиотек принимаются: самостоятельные библиотеки, как общедоступные, так и организующие специализированное обслуживание детей, юношества, инвалидов по зрению; центральные библиотеки, имеющие филиалы; библиотеки - филиалы. Сеть муниципальных библиотек дополняют библиотечные пункты и передвижные библиотеки.
Библиотечная сеть обеспечивает доступ пользователей ко всему совокупному ресурсу территории (документному фонду, источникам и средствам информации). Информация о библиотечных ресурсах и правилах пользования ими должна быть в любой библиотеке и доступна всем жителям.
Территория, закрепляемая за библиотекой, считается ее районом обслуживания. Радиус этого района, как правило, не должен быть более 5 - 8 км.
Часть района обслуживания, ограниченная радиусом 1,5 - 2,0 км, считается микрорайоном библиотеки, население которого обслуживается в самой библиотеке.
В городе должна быть, как минимум, одна центральная городская библиотека, расположенная в его центральной, наиболее заселенной и посещаемой части. В рамках жилого района библиотека должна обеспечить наличие достаточного количества филиалов или библиотечных пунктов.

II. Требования к размещению библиотек

Нормативы на организацию и функционирование муниципальных библиотек, в том числе ЦБС, утверждаются органами местного самоуправления.
Нормативные требования для принятия того или иного решения включают радиус обслуживания библиотеки (км), количество жителей (тыс. человек), а также расстояние до ближайшей библиотеки (км).
Сеть строится в соответствии с административно-территориальным принципом и в пределах административно-территориальной единицы. Организация и размещение сети библиотек осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с учетом потребностей населения в библиотечном обслуживании. Количество библиотек определяется плотностью населения.
Расстояние от центральной библиотеки, стационарной библиотеки-филиала, библиотечного пункта до места жительства обслуживаемого ими населения не должно превышать 3 км или 0,5 часа пути.
Население, проживающее в населенных пунктах или их частях, удаленных от ближайшего библиотечного учреждения более чем на 3 км, обслуживается передвижными формами. Количество библиобусов, время, продолжительность и место их стоянки определяются администрацией библиотеки по согласованию с учредителем и с учетом потребности населения.
В микрорайонах с числом жителей от 500 до 3000 человек должна находиться как минимум одна библиотека. В поселках Таежный, Сураново, входящих в состав муниципального образования г. Тайга, с населением менее 500 жителей допускается открытие библиотеки.
Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки, при определении количества которых используется численность учащихся общеобразовательных школ. В городах с населением до 50 тыс. жителей должна быть, как минимум, одна детская библиотека или филиал центральной библиотеки.
Доступность библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре населенного пункта вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.
Муниципальная библиотека, в т.ч. может принимать на себя дополнительные полномочия и функции других библиотек (школьных, профсоюзных и т.д.) по обслуживанию населения при соответствующем материальном и ином обеспечении за счет этой библиотеки, ее или своего учредителя, при условии, что это не влечет за собой ухудшения обслуживания (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам).
При наличии на территории города другой библиотеки (школьной, профсоюзной) муниципальная библиотека, ЦБС может передать ей полномочия по обслуживанию населения с соответствующим материальным и иным необходимым обеспечением и при наличии у этой библиотеки необходимых условий (фонда, помещения, квалифицированных специалистов, удобных часов работы и т.д.), при условии, что это не повлечет за собой ухудшение обслуживания (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам). Все отношения по передаче функций и полномочий оформляются договором.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных библиотек и ЦБС, других муниципальных систем, их взаимоотношения с учредителями определяются Федеральным законом "О библиотечном деле", Законом Кемеровской области "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов", Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и Гражданским кодексом РФ.
Слияние и присоединение библиотек, в т.ч. разных видов может происходить как по инициативе учредителей библиотек, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон, с учетом потребностей населения, при условии, что это не влечет ухудшения обслуживания населения (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам и т.д.)
На сеть муниципальных общедоступных библиотек должен быть составлен паспорт, фиксирующий в динамике по годам их местонахождение, ресурсы, район обслуживания каждой библиотеки, численность населения в нем, число читателей и объем книговыдач.
При временных ограничениях в ресурсном обеспечении допустима временная замена стационарных библиотек, обслуживающих небольшие населенные пункты, комплексными учреждениями, совмещающими функции клуба и библиотеки, при условии выделения на библиотечную работу не менее 0,5 ставки библиотекаря.

III. Требования к формированию книжного фонда

Документный фонд муниципальной библиотеки обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать, материалы, не отвечающие критериям качества отбора.
Политика формирования фонд ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации. В этой связи основными характеристиками фонда муниципальной библиотеки являются:
- разумный объем;
- информативность;
- соответствие потребностям граждан;
- постоянная обновляемость.
Размер фондов муниципальных библиотек и ЦБС определяется из расчета: 3 - 4 документа на каждого жителя.
Величина фонда зависит от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, досуга к внешним ресурсам, финансовых возможностей. Литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 100 жителей: базовая обеспеченность муниципальной библиотеки периодикой - не менее 150 наименований. Фонд справочно-библиографической литературы в библиотеке должен составлять должен не менее 10% к общему фонду. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий.
Ценность фонда библиотеки возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, других уникальных коллекций.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru